Готовы сразу перейти к покупкам?
Содержание
Во многих городах зимнее катание на велосипеде уже давно стало нормой. Активные люди самых разных профессий используют велосипед в качестве основного транспорта круглый год. Если вы тоже об этом думаете, то уверяем: велосипед зимой — это классно и весело. Самое трудное — заставить себя выйти из дома с байком. Если хорошо подготовить велосипед и правильно экипировать себя, то мороз и снег будут нипочём!
Низкие температуры и большое количество снега негативно влияют на велосипед и его компоненты, но это влияние не столь критично, чтобы отказывать себе в удовольствии от зимнего катания. Однако стоит учесть, что компоненты велосипеда быстрее изнашиваются от влаги, низких температур и под воздействием реагентов, которыми обрабатывают улицы. Поэтому обслуживание велосипеда зимой после катания требует больше времени.
Если выкатить велосипед в летнем обвесе на зимние улицы, есть риск форс-мажора. Например, некоторые покрышки трескаются зимой, а тормоза могут «тупить» или «сопливить» от мороза. Если при этом вам тоже холодно и мокро, а пальцы рук и ног совсем не чувствуются, то удовольствие от катания будет крайне сомнительным. Далее расскажем, как этого избежать и на что ещё обратить внимание.
Катание на полностью исправном байке, где всё работает как надо, — особое удовольствие. Проверьте исправность всех узлов и агрегатов велосипеда: тормоза, крепление колёс, давление в покрышках, натяжение болтов на всех резьбовых соединениях, трансмиссию, подвеску. Лучше всего доверить сервис профессионалам и сделать это в специализированной мастерской. Мастера «Канта» быстро и умело подготовят ваш велосипед.
Неисправный велосипед — это не только непредвиденная остановка и срыв планов из-за того, что придётся что-то экстренно чинить, но и более серьёзные последствия. Никому не пожелаем получить травму из-за отказа тормозов, проворота руля или раскрутившегося шатуна с педалью.
Совет:
Если вы, как порядочный человек, храните велосипед дома в тепле, при выходе на мороз дайте велосипеду немножко остыть и адаптироваться к условиям. Поставьте байк у подъезда или во дворе дома и сделайте пятиминутную разминку рядом с ним.
Для корректной работы узлов из разных материалов требуется время, чтобы они адаптировались к большим температурным перепадам. Это не становится причиной для хранения велосипеда на улице, балконе или в неотапливаемом гараже. Храните свой байк в сухом и тёплом месте, чтобы он служил долгие годы.
Это определяющий элемент безопасности, поэтому нужно уделить ему максимум внимания. Вот алгоритм действий для владельцев разных типов тормозов.
В гидравлических тормозах Shimano и Tektro используется минеральное масло, которое базово не рассчитано на эксплуатацию при низких температурах. Если будете кататься в морозы, замените тормозную жидкость на специальную зимнюю. Стандартное масло обычно нормально работает до -10 °C. В более сильные морозы жидкость становится густой, и тормоза работают медленно. Также масло может выдавливаться, если резиновые уплотнители в ручках изношены.
В гидравлике Sram, Avid и некоторых других используется жидкость DOT, как в автомобилях. Если они исправны, то отлично работают при любой температуре.
Дисковые механические тормоза обычно не доставляют хлопот, но и в работе не столь эффективны. Перед катанием просто проверьте целостность тросиков и их натяжение.
Есть ещё один нюанс во всех тормозах, который ощущается жутковато, но если знать о его механике, то уже не так страшно. Если долго ехать вниз по снегу и притормаживать — тормоза разогреются. На ротор и колодки может попасть снег и растаять. А потом замёрзнуть в лёд. Велосипед перестанет тормозить.
Если страшно ехать дальше с таким эффектом, то плавно остановитесь, возьмите велосипед и, раскрутив колесо, резко нажмите на ручку тормоза. Делайте так до тех пор, пока не уйдёт лёд.
Если не страшно, можно просто в движении рывками нажимать на тормозные ручки. Рано или поздно сцепление вернётся.
Зимой световой день короче, поэтому дополнительное освещение покажет дорогу в темноте и сделает вас более заметным для других участников дорожного движения.
Фонари нужны не только в тёмное время суток. Задний красный фонарь, который крепится на подседельный штырь или планку багажника, в городе и на загородных трассах должен быть включён всегда: днём — в мигающем режиме, вечером — в постоянном. С передней фарой рекомендуем поступать так же.
Зимние шипованные покрышки — отличный вариант, если вы много перемещаетесь на байке зимой по улицам, плотно покрытым снежно-ледовой коркой. Использование специальной зимней резины будет самым безопасным и правильным вариантом. По рисунку бывает трудно различить сезонность покрышек, поэтому смотрите на маркировки производителей или наличие шипов. При этом многие летние внедорожные покрышки тоже вполне справятся с простыми маршрутами или катанием на спотах и в парках, но с оговорками.
Обычно зимняя резина мягкая, но не вся мягкая резина — зимняя. Рассмотрим это на примере самого распространённого производителя покрышек. Некоторые модели Maxxis сделаны из мягких тройных компаундов для лучшего сцепления с мягким грунтом, скользкими корнями и камнями. Но зимой они могут легко задубеть и потрескаться. Твёрдость старых моделей велопокрышек указывается в каталоге или на самой покрышке.
Например, модели с маркировкой SlowReezay (твёрдость 40а) или ST Supertacky (твёрдость 42а) для минусовых температур не подойдут. Модели с твёрдостью 60а и больше прекрасно работают зимой. На многих современных компаундах Maxxis твёрдость указывать перестали, но некоторые данные у нас есть.
Из современных покрышек зимой безопаснее использовать Dual Compound (DC) и Single Compound (SC).
Тройные компаунды 3C могут потрескаться:
Покрышки, подходящие для использования круглый год:
Качественная чистка и смазка трансмиссии нужны всегда, но зимой становятся ещё важнее. Стальные компоненты быстро ржавеют от реагентов и влаги без смазки и должного ухода. Чистить и смазывать цепь рекомендуем после каждой поездки.
Парафиновая смазка может дубеть и плохо сопротивляться влаге с реагентами. Лучше заменить на специальные зимние варианты парафина или для зимы применять проверенные смазки на масляной основе.
Поставьте крылья для защиты от воды и грязи — без них во время дождя и снега всё окажется на ваших брюках, обуви, куртке. Подробнее об их видах мы рассказывали в статье о велосипедных аксессуарах.
Для городских и дорожных велосипедов советуем использовать полноразмерные модели, а для экстремальных байков отлично подойдут стильные брызговики. Они немного защитят ваше лицо и спину, а также прикроют скользящие поверхности амортизаторов, которые зимой страдают больше всего.
Видов, моделей и типов крепления крыльев столько, что выбрать подходящий для своего байка вариант бывает трудно. Если у вас велосипед на 29-дюймовых колёсах, обратите внимание на модель SKS Velo 65. Это комплект, состоящий из переднего и заднего крыла, а также U-образных стоек для стабильного крепления и надёжности. SKS — немецкий бренд с 100-летней историей. Они точно знают, как делать хорошие велоаксессуары.
При движении на велосипеде температура ощущается так же, как и у пешехода. Если активно двигаться и быстро крутить педали, может быть, даже теплее. Однако есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Сильнее всего замерзают ноги, руки, голова и шея. Их необходимо утеплить в первую очередь.
Стопы при катании двигаются меньше, чем при ходьбе, а значит — сильнее мёрзнут. Надевайте тёплые термоноски и высокую обувь. Если замёрзнут ноги, будет холодно всему телу. Для экстремального катания в велосипедной обуви хорошо подойдут мембранные носки. В них стопам будет тепло и сухо.
Руки тоже почти не двигаются, держат холодный металлический руль и обдуваются ветром. Поэтому используйте лыжные перчатки или специальные велосипедные зимние перчатки.
Голову и шею защищаем так же, как при катании на лыжах. Под шлем надеваем бафф или шапку, на шею — тоже бафф. Как вариант, особенно в мороз, можно использовать лыжную балаклаву (подшлемник).
Термобельё минимизирует потерю тепла и обеспечивает оптимальные условия для поддержания тепла тела зимой. И обязательно нужны термоноски — не стоит пренебрегать столь важным аксессуаром. Они избавят от избыточной влажности и переохлаждения. Плотность носков можно выбирать, ориентируясь на собственный комфорт и температурные условия.
Куртка для катания должна быть влагостойкой и дышащей. Лучше всего подойдёт мембранная куртка без утеплителя в комплекте с флиской или пуховым свитером: в ней вы не промокнете от снега и пота. Штаны желательно иметь специальные велосипедные, но не обязательно. Можно взять зимние беговые тайтсы или неширокие брюки софтшелл. Основной принцип подбора одежды — многослойность. Об этом читайте в отдельной статье.
Под куртку надевают флиску или пуховый свитер — универсальный элемент гардероба, который пригодится для катания в холодную погоду и любого активного отдыха. В сухую тёплую погоду средний слой можно использовать в качестве верхнего.
Глаза стоит защитить от снега и ветра, поэтому спортивные очки зимой будут крайне полезны даже в пасмурную погоду. Рекомендуем использовать светлые контрастные линзы для улучшения видимости или фотохромные модели, которые будут сами затемняться в хороший солнечный день. О принципе работы фотохромных линз читайте здесь.
Если вы собираетесь кататься несколько часов или целый день, рекомендуем подготовиться основательно, чтобы ничего не забыть и с кайфом провести время.
Голод при активности зимой может наступить гораздо быстрее. Если хорошо подкрепиться и выпить горячего чая, то тело и конечности будут мёрзнуть гораздо меньше.
Одноразовые химические грелки помогут согреть ладони и ступни в морозный день. Также рекомендуем каталитические грелки, которые можно применять многократно и без вреда для окружающей среды.
Запасные носки и перчатки могут быть очень кстати. Хорошо иметь с собой герметичный рюкзак или гермомешок, куда можно убрать утепляющий слой, если станет жарко, или достать запасной аксессуар на замену промокшему.
После каждой поездки зимой стоит уделить 5–10 минут обслуживанию велосипеда:
Это минимально необходимый набор действий, чтобы исправный велосипед без проблем отъездил зимний сезон. Весной уже можно заняться полноценным техническим обслуживанием. Самостоятельно или в мастерской стоит сделать следующее:
Самый простой способ — обратиться в сервисный центр «Кант». Опытные специалисты всё проверят и проведут диагностику, а дальше посоветуют и предложат вам варианты обслуживания и/или ремонта.
Теперь вы знаете, как подготовиться к зиме и что делать после катания. Постарайтесь почаще выходить из дома с велосипедом, по возможности избегать солей и реагентов, любить и обслуживать свой байк. Выбирайте одежду и снаряжение с умом и наслаждайтесь временем на свежем воздухе с семьёй и близкими. Велосипед — прекрасный способ провести зиму и межсезонье активно и с пользой.
Автор статьи:
Дмитрий Комиссаров — веломеханик со стажем, маунтинбайкер. Инструктор НЛИ по горным лыжам, имеет 1-й разряд по горнолыжному спорту. Призёр всероссийских соревнований.
Читать статьи по теме: