Готовы сразу перейти к покупкам?
Вы только встаёте на сноуборд и выбираете первый комплект? Или решили обновить снаряд к приближающемуся сезону? А может быть, мечтаете о более продвинутом снаряжении, так как ваш уровень катания существенно поднялся?
Во всех этих случаях не стоит относиться к креплениям как к чему-то второстепенному. От того, насколько они подойдут к вашей доске и ботинкам, будут зависеть комфорт, безопасность и уверенное управление снарядом.
Выбор моделей таков, что разбегаются глаза. В этой статье мы разберёмся, чем крепления отличаются друг от друга и какие лучше всего подойдут под ваши задачи. Останется только выбрать любимый цвет!
Содержание
- История креплений
- Зачем нужны сноубордические крепления?
- Виды креплений
- Из чего состоит мягкое крепление
- Какое крепление подойдёт именно на ваш сноуборд?
- Как понять, что крепления подходят к вашим ботинкам?
- Стиль катания
- «Фишки», делающие крепления ещё более совершенными
- Порядок выбора креплений
- А теперь — на склон!
Прадедушкой сноуборда был снёрфер — деревянная доска с загнутым носом и продетой через него верёвочкой для управления. Чтобы улучшить сцепление с подошвой ботинка, на снёрферы устанавливали металлические скобы, пластиковые или резиновые зубцы.
В середине 1970-х под брендом Winterstick продавались доски, похожие на сёрферские, с кожаными петлями для крепления зимних ботинок. В 1977 году будущий основатель компании Lib Tech приделал к пластиковому основанию с боковыми вырезами деку от скейта и те же самые петли. Потом кожу заменили пластиковые дуги, цеплявшиеся за носок ботинка.
Первые доски Burton выпускались с наклеенной на верхнюю сторону резиной. Затем все производители перешли на резиновую ленту, натянутую вдоль сноуборда, под которую предполагалось засовывать ботинки. После перешли на мягкие застёжки с регулировками.
На протяжении десятилетия крепления стремительно развивались, постепенно становясь похожими на современные. Наконец, в 1984 году компания Burton первой начала серийно выпускать все свои модели креплений с жёстким высоким задником — хайбеком. Это дало гигантский скачок в улучшении управления сноубордом.
Можно ли кататься без креплений? Можно, но только до ближайшего поворота! А если серьёзно, то именно благодаря креплениям райдер может управлять доской, «загружая» передний или задний кант, перенося свой вес на нос или хвост сноуборда. Чем плотнее контакт, тем точнее и быстрее снаряд будет выполнять ваши команды. Но не будем забывать и о комфорте. Крепления равномерно распределяют нагрузку на ботинки и фиксируют ноги в анатомически удобном положении. А ещё правильно установленные и прочные крепления снижают риск травм голеностопа при падении.
Существует два принципиально отличающихся вида креплений.
Жёсткие (Alpine) — для фиксации пластиковых ботинок на жёстких карвинговых досках. И ботинки, и доски по своей структуре похожи на горнолыжные аналоги. Разве что у ботинка сильно скошена пятка, чтобы не цеплять склон в глубокой дуге, и более подвижная верхняя часть. Такие крепления обычно устанавливаются под большим углом, 50–65 градусов, и используются опытными спортсменами для слалома, слалома-гиганта, фан-карвинга, катания на больших скоростях.
Поскольку большого спроса на жёсткие крепления в мире нет, то и производство весьма ограниченно, а как следствие, нет и большого разнообразия в конструкциях.
Мягкие — работают в паре с мягкими сноубордическими ботинками, фиксируя их ремешками-стрепами. Впрочем, есть и более экзотические варианты. При огромном ассортименте по внешнему виду мягкие крепления даже разных брендов очень похожи, но особенностей внутри скрыто немало. Рассмотрим каждую деталь поподробнее.
База — одна из самых важных составляющих, ведь к ней крепятся остальные элементы. В сочетании с пяточной скобой она составляет шасси крепления, которое придаёт устойчивость всей конструкции.
Непосредственно в базе расположены монтажные диски для соединения крепления с доской. Об особенностях фиксации поговорим ниже.
Виброгасящие вставки и газ-педали — накладки на базу из EVA, резины или геля. Они снижают нагрузку на ноги при приземлениях дропов и при катании по неровной жёсткой поверхности. Педали позволяют более точно контролировать давление на сноуборд.
Хайбек — задник крепления, плотно прилегающий к голенищу ботинка и позволяющий точно контролировать задний кант доски. Отличается по высоте и жёсткости, подбирается в зависимости от стиля катания и веса райдера. Выполняется из поликарбоната, полиуретана или карбона. В продвинутых моделях креплений имеет возможность регулировки по углу наклона.
Стрепы, бакли, гребёнки — составляющие механизма фиксации ботинка в креплении. Встегнувшись в классическое мягкое крепление, поверх каждого ботинка вы обнаружите по два стрепа — на лодыжке и на носке. При этом чем более сложной формы стреп, тем меньше он будет передавливать ногу и плотнее фиксировать ботинок.
Для более простого встёгивания существуют крепления с откидывающимся хайбеком. Один из самых совершенных механизмов такого типа применяется в креплениях Nidecker Supermatic. Вставляете ботинок в базу, нажимаете пяткой на специальный рычаг — и хайбек встаёт на своё положенное место. Стрепы нужно отрегулировать всего один раз, в начале катания. Затем процесс встёгивания занимает секунду и выполняется без рук, а чтобы высвободиться, необходимо нажать на рычаг, расположенный внутри области пятки. Кстати, креплениями можно пользоваться и как классическими мягкими, каждый раз застёгивая бакли. Это удобно, например, в глубоком пухляке.
Огромный плюс такого решения — оно совместимо с любыми ботинками для мягких креплений.
Крепления Flow используют один широкий гибридный стреп, который распределяет давление на ботинок. А хайбек фиксируется защёлкой с тросиком.
Burton предлагает крепления с системой Step On, когда стрепы не нужны вовсе. Ботинок фиксируется в трёх точках: крючком в основании хайбека и двумя «шпорами» по бокам передней части. Система элегантная, однако требует использования только ограниченного ряда моделей ботинок с соответствующими ответными элементами для фиксации.
Производители на пути эволюции сноуборда придумывали всевозможные способы фиксации креплений на доске. Сейчас актуальными можно назвать следующие варианты:
4х4 — расстояние между соседними закладными под винты монтажных дисков составляет 4 см. Это универсальный формат, на который можно установить почти любые крепления.
4х2 — аналогичен предыдущему варианту, только закладные расположены в два раза чаще, что позволяет точнее подогнать желаемое расстояние между креплениями.
3D — устаревающий вид креплений Burton под монтажные диски с тремя винтами.
Посмотрите на свою доску сверху. Отверстия для установки креплений могут быть расположены по-разному.
Channel — актуальная система от Burton. Закладные перемещаются внутри двух продольных каналов, что позволяет плавно варьировать ширину креплений. Ваши крепления подойдут к доске с системой Channel, если есть универсальный монтажный диск с двумя дополнительными отверстиями по бокам.
Крепления Burton серии EST, разработанные специально под Channel, выполнены нестандартно. Во-первых, у них вместо монтажных дисков на внешних сторонах креплений находятся прорези под винты, что позволяет с точностью выставить угол поворота, в то время как дисковые крепления имеют шаг в 3 градуса. Во-вторых, при такой фиксации доска сохраняет максимальную гибкость даже под самими креплениями, без «мёртвых зон», что позволяет ей быть более отзывчивой и управляемой. В-третьих, у креплений без монтажных дисков места под пену виброгасящей платформы больше, а значит, лучше и амортизация. Недостаток у EST один, но существенный: эти крепления не подойдут ни под одну другую систему закладных, кроме Channel.
Да-да, сначала выбираем именно ботинки и уже потом под них крепления.
Правильное положение ботинка показано на иллюстрации. Он должен располагаться симметрично относительно базы. Так вам будет проще управлять доской, без нарушения баланса. Пятка должна заходить свободно, а носок сидеть максимально плотно. Идеального прилегания можно добиться посредством регулировки газ-педали.
В зависимости от вашего стиля катания к креплениям предъявляется ряд специфических требований.
Фрирайд: обратите внимание на крепления с очень жёсткой базой и хайбеком, чтобы вся энергия без остатка передавалась кантам для суперточного управления доской. Крепления для фрирайда верхнего ценового сегмента зачастую имеют элементы из карбона, что дополнительно повышает жёсткость, не увеличивая вес.
Фристайл: присмотритесь к более гибким моделям, в которых проще делать грэбы и прессы. Хайбек тут может быть укороченным. Некоторые опытные спортсмены выступают вовсе без хайбека. Крепления для фристайла могут работать и как универсальные, если вы предпочитаете мягкое, расслабленное катание.
All mountain — золотая середина между свободой фристайла и отточенностью фрирайда. Универсальные крепления имеют среднюю жёсткость, но вы можете найти варианты, сочетающие в одном продукте жёсткий хайбек и мягкую базу или наоборот, тем самым подстроив крепления под свой уникальный стиль катания.
Не забывайте о безопасности и всегда берите с собой шлем и защиту для катания. Эксперты магазина подготовили отдельную статью о том, как выбрать шлем для катания.
Какие детали в креплениях позволят вам максимально точно отрегулировать их под себя, добавят комфорта и улучшат управление доской?
Форма стрепов. Верхний стреп может быть плоским, а может — профилированным, который мягко огибает голеностоп и создаёт равномерное прижатие на большей площади ботинка. Второй вариант предпочтительнее.
Нижний стреп также встречается в двух вариантах. Классический накидывается сверху на ботинок, что может вызывать дискомфорт в области пальцев и подъёма от передавливания. Кэп-стреп облегает носок ботинка спереди, дополнительно прижимая его к хайбеку, и почти не ощущается спортсменом. Большинство кэп-стрепов имеют возможность и диагональной, и классической установки.
Гибкость базы. Для фристайла и для расслабленного катания крайне желательно отсутствие «мёртвых зон» под креплением, где доска не имеет возможности прогибаться, как это было задумано конструкторами.
О креплениях без монтажных дисков мы уже поговорили выше, но и обладатели классических моделей могут повысить гибкость своего сноуборда, используя гибкие диски, например Burton Re:Flex. Они имеют минимальное количество пластика посередине, благодаря чему половинки свободно гнутся относительно друг друга.
Подвижность шасси. Дополнительно повысить комфорт помогут крепления с шарнирами Hinge, как в Burton EST, или мягкая пяточная дуга с кевларовыми тросиками, как в Salomon Hologram.
Крепления с подвеской. Прямо как в скейтборде. Крепления Now с технологией Skate-Tech крепятся к сноуборду при помощи центрального шарнира, благодаря чему райдер тратит меньше усилий и давит непосредственно на кант, а не на центр доски. Дополнительное преимущество: эластичные вставки под пятку и носок (бушинги) можно менять на более или менее жёсткие в зависимости от условий катания.
Регулируемая пяточная дуга. Для лучшей центровки ботинка в креплении существуют модели с выдвижной пяткой. Так вы не будете цеплять склон излишне торчащим вперёд носком.
Регулировка хайбека в двух плоскостях. С углом наклона всё достаточно просто. Чем сильнее выдаётся вперёд хайбек, тем быстрее вы встанете на задний кант при распрямлении коленей. Сильный наклон пригодится спортсменам-слаломистам и любителям фан-карвинга. Однако слегка опущенный хайбек поможет и новичкам: так они быстрее запомнят правильную стойку, научатся приседать и кантоваться назад.
А зачем может понадобиться поворачивать хайбек? Дело в том, что при установке креплений на угол, отличный от нуля, задник ботинка начинает давить не в центр хайбека, а в его край. Чтобы повысить точность управления, некоторые модели позволяют изменить положение хайбека и вернуть его в позицию, перпендикулярную доске.
Технологичные материалы. Хайбек и база из поликарбоната, давно применяемого производителями креплений, просты в изготовлении и достаточно гибкие.
Металл используется в самых жёстких моделях, а также продлит жизнь креплениям у райдеров с большим весом. Карбон также обладает отличной жёсткостью при сверхнизком весе, однако из-за трудоёмкого процесса изготовления встречается только в моделях верхней ценовой категории.
Если же от крепления нужна максимальная гибкость, то ваш выбор — нейлон. Крепления из нейлона легко адаптируются к вашим движениям и при этом обладают отличной прочностью.
Скошенная внутрь платформа. Пригодится любителям широкой стойки и разных стилей катания. Стопы и колени принимают анатомически более правильное положение. В результате напряжение снижается, а управление доской становится более комфортным. К примеру, линейка креплений Nidecker Kaon обладает скошенной на 2 градуса базой из мягкого EVA, Flow NX2 — на 2,5 градуса, Union Atlas и Falcor — на 3 градуса.
Быстровстёгивающиеся крепления. Позволят вам не тратить время у подъёмников, а также избавят от необходимости подолгу сидеть на холодном снегу. Особенно полезны, если вы катаетесь в компании друзей-лыжников. Меньше ожидания друг друга и меньше ехидных насмешек.
Надеемся, этот материал поможет сориентироваться в многообразии моделей креплений и выбрать те самые, идеально подходящие именно вам. Если остались вопросы, приходите в магазин «Кант», где эксперты магазина помогут с выбором.
Не забывайте о правилах безопасности на склоне, обязательно носите шлем и катайтесь в удовольствие!
Автор статьи:
Дмитрий Арсентьев — скалолаз с 15-летним стажем, турист, спортивный и экстремальный фотограф. Призёр соревнований по рогейну бегом и на велосипеде. Знает всё про снаряжение для альпинизма и походов.
Читать статьи по теме: