Готовы сразу перейти к покупкам?
К началу осени горнолыжники уже соскучились по заснеженным склонам. Многие начинают просматривать календари и прогнозы в поисках хорошего места для зимнего отпуска. Важный этап приготовлений к горнолыжному сезону — проверка и подготовка снаряжения. Сегодня поговорим о шлемах: откуда они пришли в зимние виды спорта, зачем нужны и как работают для нашей с вами безопасности.
Содержание
- История шлема для горных лыж и сноуборда
- Из чего состоит шлем для горных лыж и сноуборда
- Принцип работы горнолыжного и сноубордического шлема
- Конструкция шлема для горных лыж и сноуборда
- Сертификация шлема для горных лыж и сноуборда
- Дополнительная безопасность на склоне
- Комфорт в шлеме для горных лыж и сноуборда
- Размер шлема для горных лыж и сноуборда
- Шлем с визором
- Порядок выбора шлема для горных лыж и сноуборда
- Заключение
Первые предшественники современных горнолыжных шлемов появились в начале прошлого века, когда с развитием лыжных соревнований стала расти статистика травм головы и связанных с ними тяжёлых последствий. Для защиты стали использовать что-то вроде кожаных кепок с мягкими вставками или, наоборот, металлическими рёбрами жёсткости. Лыжники прошлого века долго сопротивлялись переходу на жёсткие шлемы, хотя преимущества были наглядными: на одной из гонок в Европе спортсмен в шлеме из стеклопластика так сильно ударился об лёд, что оболочка шлема раскололась. Сам лыжник не просто выжил после удара, но и на следующий день уже участвовал в гонке.
Впервые жёсткие шлемы для лыжников стали обязательными на Олимпийских играх 1960 года — их внесли в список снаряжения для даунхилла. Большинство спортсменов описывали свои впечатления как негативные, и неудивительно: каски были тяжёлыми, без возможности подгонки по размеру, сползали на глаза и откровенно мешали. Это постепенно подталкивало производителей к совершенствованию и конкуренции, чтобы в итоге прийти к тому разнообразию снаряжения, что мы видим сейчас.
В наши дни тоже есть лыжники, сопротивляющиеся обязательному ношению шлемов, но их становится всё меньше. Во-первых, многие курорты вносят наличие шлема в список обязательных к соблюдению правил. Во-вторых, накопленный опыт своих и чужих ошибок подсказывает, что даже мегаопытный райдер не застрахован от появления на склоне менее опытных. Как говорят автолюбители, «если не ты, так в тебя». Да и страховые компании начинают обращать пристальное внимание на наличие у спортсмена защитного снаряжения в момент наступления страхового случая. Поэтому выбор шлема для катания на лыжах или борде стал неотъемлемой частью подготовки снаряжения, а производители позаботились о том, чтобы этот выбор был достаточно широким.
Базовая концепция не изменилась с прошлого века: снаружи жёсткая оболочка, внутри — упругий материал и текстильная подкладка. Но, поскольку индустрия снаряжения в целом шагнула далеко вперёд, сегодня для изготовления шлемов используются технологичные материалы:
Вспомогательные составляющие — ремешок, система регулировки размера, тканевые вставки мягких ушей, задвижки вентиляционных отверстий — делают использование шлема комфортным и безопасным, чтобы современные райдеры не сталкивались с теми же сложностями, что и их коллеги из прошлого века.
Две основные оболочки шлема призваны максимально сгладить последствия удара, будь то прямое столкновение с землёй, препятствием или воздействие по касательной. Первый этап защиты — жёсткая наружная оболочка, принимающая на себя энергию удара и распределяющая её по всей поверхности шлема. При этом она может даже растрескаться или расколоться — и это не значит, что шлем плохого качества. Он отработал свою стоимость и защитил вашу голову. А также сделал максимум, чтобы вам не пришлось трясти деньги со страховой компании.
Толстый вспененный слой за счёт деформации гасит импульс и амортизирует, забирая на себя максимум ударной энергии. Это базовый принцип работы любой модели, независимо от конструкции. Но производители постоянно испытывают и внедряют новые идеи, чтобы зимние виды спорта стали ещё безопаснее.
Есть три основных типа конструкции горнолыжного или сноубордического шлема. Конечный выбор будет зависеть от характеристик, которые обеспечивает тот или иной тип конструкции:
Некоторые производители тестируют новый вид конструкции — SoftShell. Эта разработка подразумевает применение упругого пластика в качестве верхней оболочки и комбинации жёсткой и мягкой полиуретановой пены (PU) в качестве внутреннего слоя. Результат — гибкая конструкция, которая после удара возвращается в исходное состояние и готова служить дальше. Она пока не получила широкого распространения, поэтому нет чёткого понимания, насколько эффект соответствует заявленному. Если всё действительно так, можно вскоре ожидать триумфа SoftShell-шлемов на рынке.
Различить эти типы конструкций можно визуально:
Прежде чем вывести свою разработку на рынок, производитель должен подтвердить, что изделие соответствует заявленным параметрам и в полной мере выполняет свои функции. Независимые организации проводят испытания на сопротивляемость ударной нагрузке на разных скоростях, под разными углами и при контакте с разными поверхностями, проверяют, как меняются свойства материалов при разной температуре, влажности, давлении и так далее.
Если изделие успешно проходит все проверки, производитель получает сертификат и право маркировать свои изделия как соответствующие общепризнанным стандартам безопасности. Чтобы быть уверенным в качестве приобретаемого шлема, ищите на нём наклейку или маркировку одного из стандартов:
Некоторые модели имеют сразу два сертификата, американский и европейский, — как, например, серия Oakley Mod5.
Понимание принципа сертификации помогает найти ответ на вопрос, который хоть раз возникал у каждого, кто покупает снаряжение: можно ли кататься на лыжах в мотоциклетном, альпинистском или велосипедном шлеме? Для каждого вида активности изделия испытывают на выносливость в определённых условиях. Так что, к примеру, мотошлем будет слишком тяжёлым для катания, не говоря уже о том, что он сильно ухудшит обзор за счёт конструкции, а велосипедная каска, наоборот, очень лёгкая, но не сможет защитить голову при серьёзном падении.
А для скитура — дисциплины на стыке катания, туризма и альпинизма — штатные горнолыжные шлемы оказались слишком тяжёлыми и «жаркими», поэтому спортсмены сначала просто снимали их на подъёме, а потом стали смотреть в сторону более лёгких моделей. Выбор пал на альпинистские каски, изготовленные из лёгких материалов и хорошо вентилируемые. Открытым оставался вопрос безопасности: по стандартам альпинистского снаряжения такие шлемы при сертификации испытывались лишь на удары сверху. Отметив массовость явления, компания Petzl внедрила собственный стандарт, гарантирующий защитные характеристики шлемов не только в верхней части, но и спереди, сзади и по бокам. При этом они отлично вентилируются и имеют значительно меньший вес, чем стандартные горнолыжные шлемы.
Итогом разработок стали шлемы, ориентированные на скитур, — прошедшие сертификацию как альпинистские, но с защитными и амортизационными свойствами, превышающими требования стандарта EN 1077. Производители отреагировали на тенденцию и стали сертифицировать изделия по двум направлениям — альпинизм (EN 12492) и горные лыжи / сноуборд (EN 1077), продвигая их как скитурные. Их особенности: малый вес, хорошая вентиляция, съёмное утепление, съёмные уши, крепление для фонарика. Некоторые пошли ещё дальше и начали выпуск универсальных моделей с дополнительной сертификацией под велоспорт, парапланерный спорт и так далее.
Бытует мнение, что горнолыжные и сноубордические шлемы — это два разных вида снаряжения. Многие даже аргументируют это направлением возможного падения: якобы лыжники чаще падают набок, поэтому им нужны шлемы с жёсткими ушами, а сноубордисты — вперёд или назад, поэтому им важнее фронтальная и затылочная защита, но это не так. Стандарты безопасности одинаковы для этих видов катания, но дисциплины, подразумевающие высокие скорости и опасность столкновения с вешками на трассах и другими препятствиями вне трасс, требуют повышенной защиты. В ответ на этот запрос европейская сертификационная организация, помимо общих правил, разделила требования к изделиям на два направления:
С ростом количества горнолыжных дисциплин и людей на склонах, сложности и скорости катания растёт и потребность в новых мерах безопасности. В этом плане многое зависит от производителей снаряжения, которые постоянно тестируют и внедряют новые материалы и технологии.
Как уже сказано выше, большую часть энергии принимает на себя толстый внутренний слой из вспененного материала. В основном в этих целях используется пенополистирол (EPS). Гася ударный импульс, он деформируется и не возвращается к исходному состоянию, а значит, после серьёзного удара шлем, скорее всего, придётся заменить. И даже если ваша голова в шлеме на момент удара отсутствовала, его тоже придётся заменить.
Чтобы сделать шлем многоразовым, производители стали тестировать вспененный полипропилен (EPP) в качестве амортизирующего слоя. Он точно так же сминается, чтобы рассеять энергию удара, но после этого постепенно возвращается к изначальной форме. То есть, если внешняя оболочка осталась целой, шлем можно использовать дальше. Такие модели тяжелее и дороже, чем с EPS-пеной, но потенциально способны служить дольше, поэтому в долгосрочной перспективе выходит дешевле, чем менять шлем после каждого столкновения — а в дисциплинах вроде фрирайда это довольно частое явление. Разумной альтернативой может выглядеть разве что шлем на основе EPS-пены со вставками из EPP в областях, чаще всего подвергающихся ударам.
Ещё одна относительно новая технология, призванная сгладить ударную нагрузку на голову и шею райдера и вращательный момент, от которого страдает позвоночник, — Multi-directional Impact Protection System (MIPS). Суть её «подсмотрена» в анатомическом строении головы: между собственно мозгом и костями черепа есть малоподвижная прослойка, позволяющая мозгу слегка проскальзывать при ударе. По аналогии с этим явлением производители стали делать эластичную прослойку между внешней и внутренней оболочками шлема, чтобы они могли смещаться относительно друг друга, а затем возвращаться в нормальное положение, — эффект проскальзывания забирает на себя часть энергии удара. Это важно, поскольку большинство шлемов способны выдержать и компенсировать прямой удар, но в реальности столкновение в подавляющем большинстве случаев происходит под углом.
Конечно, производитель шлема не сможет обеспечить стопроцентную безопасность, особенно если о ней не будет заботиться сам райдер. Ключевые правила:
Что касается цвета шлема, на безопасность он особо не влияет: заметность на склоне райдеру чаще всего обеспечивает яркий костюм. Но стоит помнить, что чёрный шлем будет сильнее нагреваться под солнцем, в белом, наоборот, будет чуть прохладнее, на глянцевом более заметны царапины. С другой стороны, шлем яркого цвета или с оригинальным рисунком добавит стильный и заметный акцент вашему горнолыжному костюму.
Помимо безопасности, всегда есть запрос на удобство использования снаряжения — хотя бы для того, чтобы лыжники не аргументировали отказ от шлема понятиями «неудобно» и «некрасиво». Большинство современных моделей оснащены разными «фишками» во имя комфорта пользователя.
При активном движении голове почти всегда жарко, поэтому вентиляцию шлемов изобрели довольно давно. Самый простой вариант — отверстия в жёсткой оболочке, в которые попадает прохладный воздух, как в Alpina Pala Black-Red Matt. Такой шлем настолько хорошо вентилируется, что при чередовании нагрузки и отдыха в нём можно даже замёрзнуть. Кроме того, в отверстия может набиваться снег. Так что такие модели больше подходят для непродолжительного и спокойного катания в хорошую погоду или в горнолыжных комплексах с искусственным снегом.
Чтобы контролировать степень охлаждения головы и предупреждать набивание снега, существуют модели с регулируемой вентиляцией, как UVEX Legend 2.0 Black Matt. Отверстия на шлеме оснащены заслонками, которые можно открывать, прикрывать или закрывать полностью с помощью рычажка. Если такая система разделена на две зоны, можно отдельно регулировать вентиляцию лобной и затылочной частей.
В жёстких шлемах HardShell, чтобы не нарушать целостность «скорлупы», схема вентиляции реализована в виде воздушных каналов, проложенных между наружной оболочкой и внутренним слоем. Воздух заходит в специальные отверстия в области козырька, а выходит в затылочной части. Проходя между оболочками, он отводит лишнее тепло, не создавая при этом риска переохлаждения. За счёт этого эффекта тёплый воздух не копится и в маске, а значит, она не запотеет.
Без внешней вентиляции могут быть только самые простые каски для непродолжительного катания, в основном детские, или же, наоборот, супертехнологичные шлемы, в которых охлаждение реализовано за счёт специальных материалов.
Шлемы с козырьком — это не только про удобство, но и про безопасность. Эта деталь дополнительно защищает глаза от солнца и снега, удерживает маску на месте — и при катании, и на макушке, когда она сдвинута за ненадобностью. Но самое важное, что козырёк защищает лицо райдера при лобовом ударе, даже если при этом ломается сам.
Модели с козырьком могут быть неудобными на коротких склонах, когда маску нужно постоянно то снимать, то надевать: её уже не сдвинешь на лоб одной рукой. Похоже, это единственный минус козырька. Впрочем, производители учли аргументы обеих сторон и предлагают ряд моделей со съёмным козырьком, который можно убрать или пристегнуть в зависимости от особенностей предстоящего катания.
Плотное прилегание шлема к голове, но без излишнего давления — правило, в равной степени важное и для комфорта, и для безопасности. Тесный шлем быстро вызовет головную боль, а слишком свободный будет болтаться, сваливаться на затылок или давить на маску, а при падении он может усугубить ситуацию и добавить травм. Чтобы не делать размерную сетку с маленьким шагом для точного подбора, производители оснастили изделия системами регулировки размера.
Здесь та же история, что и с вентиляцией: регулировок нет только у самых простых и у чисто профессиональных шлемов. Во втором случае для них не остаётся места, поэтому подбирать такой шлем придётся чётко по размеру. В основной же массе моделей объём настраивается разными способами:
В ответ на растущие запросы пользователей появляются всё новые «фишки», о которых ещё недавно никто бы не задумался. Для тех, кто не может жить без музыки или вынужден постоянно быть на связи, в продаже есть модели со встроенной гарнитурой. Она связывается по Bluetooth со смартфоном и работает как обычная беспроводная гарнитура, только все регулировки выведены на наружную поверхность шлема и сделаны удобными для управления в перчатках.
В некоторых моделях реализован также Bluetooth-интерком, позволяющий связаться с абонентами, имеющими аналогичное оборудование, на расстоянии до 1 км без использования сотовой связи.
Здесь важно помнить про безопасность: крайне важно контролировать окружающую обстановку, особенно на многолюдном склоне. Если вы всё же приняли решение кататься под музыку, не выкручивайте громкость на полную. Важно слышать, что происходит вокруг, и быть готовым реагировать. Не лишайте себя шанса вовремя услышать крики несущегося в спину неопытного райдера.
Правильно подобранный размер — пожалуй, самое важное при покупке. Даже зная размер, вы рискуете ошибиться: размерные сетки разных производителей различаются. Более того, даже у одного бренда размерный ряд для мужских и женских моделей может не совпадать.
Если вы выбираете шлем в интернет-магазине, нужно точно знать длину окружности головы. Проще всего измерить её сантиметровой лентой: приложите её чуть выше бровей спереди, на два-три сантиметра выше ушей по бокам и по самой выступающей части затылка сзади. Полученный результат сверьте с размерной таблицей выбранного бренда.
Покупая в офлайн-магазине, просто надевайте понравившийся шлем и оценивайте свои ощущения. Даже с незастёгнутым ремешком он должен крепко держаться: не болтаться и не спадать, не касаться шеи, но и не давить на голову. Потрясите головой, покачайте из стороны в сторону, подвигайте шлем на голове руками — он должен не проскальзывать, плотно сидеть на голове, но без локального давления и, конечно, без болевых ощущений. При этом регулировки не должны быть выставлены в крайние положения: даже идеально подходящий по размеру шлем должен иметь возможность подстраиваться, если, например, райдер захочет надеть под него тёплый бафф или подшлемник. Впрочем, если привыкли кататься в балаклаве, возьмите её с собой в магазин. Так будут соблюдены и условия, близкие к реальным, и разумная гигиена примерки.
Покупать шлем в розничном магазине с примеркой — более разумный вариант: есть модели немного вытянутые или, наоборот, более округлые. Форма головы индивидуальна, и, даже если всё в порядке с размером, модель может неудобно сидеть или неудачно смотреться.
Визор — большая линза из поликарбоната, выполняющая функции маски, встроенная прямо в конструкцию шлема. Довольно элегантное решение: шлемы с визором выглядят современно и стильно, где-то даже космически. В отличие от маски, визор удобно сдвигать на лоб и опускать обратно, а обзор в нём ничем не ограничен. А ещё под него легко надеваются очки.
Есть у такой конструкции и особенности: тем, кто привык, что маска плотно прилегает к лицу, будет некомфортно ощущать задувающий под визор ветер. Особенно это будет заметно на больших скоростях. Важно помнить о том, что линза визора больше подвержена запотеванию. На то есть две причины. Во-первых, линзы визора, как правило, однослойные. Нет «стеклопакета» и преимуществ, которые он обеспечивает. Во-вторых, в шлеме с визором корректно сесть должны одновременно и шлем, и визор. Если кромка линзы не будет плотно прилегать к лицу, нагретый воздух от лица будет попадать прямо под визор, что быстро приведёт к запотеванию.
С линзой нужно обращаться очень аккуратно: она легко царапается, а заменить её не так просто. Производители предусматривают возможность замены, но быстро найти подходящий вариант получается далеко не всегда: визоры не универсальны, нужна конкретная модель под конкретный шлем. Кроме того, один визор на все погодные условия — это неудобно: будет слишком ярко в солнечный день или темновато в пасмурный. Но этот вопрос решается покупкой фотохромной линзы.
Ещё один немаловажный аргумент в пользу обдуманного подхода — цена. Шлем с визором выходит дороже, чем неплохой комплект «обычный шлем + маска». И, как любую универсальную конструкцию, его сложнее подобрать: нужно, чтобы и сам шлем, и линза совпали с формой головы и лица. Катать с неплотно прилегающим визором неудобно и даже опасно: если он запотеет, обзор сильно ухудшится.
Поскольку хороший горнолыжный шлем — с одной стороны, вопрос вашей безопасности, с другой — недешёвое приобретение, лучше вдумчиво подойти к вопросу выбора. Чтобы оптимизировать поиск, сперва определитесь с ключевыми параметрами в соответствии с потребностями:
Следующий шаг — просмотр и примерка выбранных моделей в магазине. Помимо размера и оценки субъективных ощущений комфорта, обязательно примерьте шлем вместе с маской (принесите с собой или будьте готовы купить новую). Правильно сидящий шлем не должен давить на маску, сдвигая её на нос, но и слишком большого зазора между этими элементами тоже быть не должно. Идеальный вариант: козырёк шлема находится примерно на середине лба, маска плотно прилегает к шлему сверху и по бокам, вся конструкция ощущается комфортно, нигде ничего не давит и не съезжает.
Учитывая важность примерки, лучше всего покупать горнолыжный шлем в офлайн-магазине. Покупка в интернете будет 100% безошибочной только в том случае, если вы намерены приобрести конкретную модель, которая у вас уже есть/была, и вы точно знаете, как она сидит. В остальных случаях онлайн-покупка сопряжена с определённым риском. Тем не менее, если вы тщательно измерите обхват головы и подберёте размер, проконсультируетесь у продавца, задав уточняющие вопросы, вы наверняка сможете выбрать оптимальный для себя вариант.
С развитием технологий, ростом запросов пользователей растёт и ассортимент снаряжения, поэтому среди всего этого разнообразия вы точно найдёте шлем, который подойдёт по стилю катания, размеру, форме и даже цвету. Важно правильно оценивать степень опасности в выбранной дисциплине и собственные навыки, а об остальном позаботится качественное снаряжение. Берегите себя, катайтесь безопасно и с удовольствием!
Автор статьи:
Читать статьи по теме: