Готовы сразу перейти к покупкам?
Наступило лето — значит, пора планировать приключения! Что делать, если выходных мало, а увидеть хочется очень многое? В автопутешествии сложно полноценно проникнуться дикой природой, а пеший туризм не даст разгуляться по километражу. Тогда оптимальный формат — велопоход!
У этого формата отдыха много достоинств:
Содержание
Любой поход может пойти не по плану. Чтобы благополучно выбраться из любой передряги на верном металлическом коне, стоит заранее спланировать ключевые этапы похода. Эксперты сети магазинов «Кант» составили подборку советов по подготовке к велопоходу.
Для начала определите, для какого типа покрытия и рельефа подходит ваш велосипед. Наиболее популярные варианты:
Дарим внимательным читателям промокод BLOG91580 на скидку* 10% на новые товары и дополнительные 5% на товары со скидкой.
* В акции не участвуют товары следующих брендов и категорий: Aspect, BH, COOL ZONE, Cube, FR SKATES, Giant, Julbo, Leatherman, Maxxis, MERIDA, Oakley, Petzl, Scott, Splav, Rock Machine, Rocky Mountain, Suunto, верёвки, стропы, репшнуры, газовые баллоны, туристические гаджеты, лавинное снаряжение, подарочные сертификаты.
Таким образом, один из наиболее универсальных вариантов для путешествий — гревелы. Например, компания Welt обновила линейку гравийных велосипедов, о них мы рассказали здесь. Преимущественно для троп и плохого покрытия подойдут МТБ, а шоссейники оптимальны лишь для езды по асфальту. Адаптировать к длительным путешествиям городские велосипеды и двухподвесы сложно. Поэтому либо придётся внимательно подходить к составлению маршрута, либо приобретать более проходимые модели.
После того как вы определили возможности своего транспортного средства, подбирать маршрут будет проще. Новичкам стоит начинать с велопоходов выходного дня, не сильно удаляясь от населённых пунктов, и постепенно увеличивать сложность.
Планировать маршрут удобнее в картографических сервисах, но привычные карты Google или Yandex не подходят для адекватного перемещения и ориентирования вне автомобильных дорог.
Общепризнанные эталоны — nakarte.me и mapmagic.app. Разобраться в них несложно, а на некоторых слоях можно обнаружить готовые маршруты. После выбора траектории в приложении её можно перенести в навигационное устройство в виде .gpx- или .kml-трека, чтобы ориентироваться во время движения.
Для навигации проще всего использовать смартфон. Сейчас выбор навигационных сервисов обширен, поэтому рекомендовать определённый сложно. Самые известные — это Maps.me, Strava и Organic Maps. И хотя часть функционала ограничена в данный момент, возможность построить маршрут остаётся.
Велосипедистам должны понравиться RideWithGPS, Komoot и Guru Map. Самые интересные функции у них — скачивание офлайн-карт и создание неограниченного количества треков — требуют оплаты. В любом случае их можно скачать, оценить удобство и приобрести полную версию либо дополнительные возможности при необходимости. Для следования по готовому треку можно использовать бесплатный «Геотрекер», но у него периодически возникают сложности с загрузкой карт и их информативностью.
Выбор навигационных приложений неограничен, но перечисленные наиболее интересны и эффективны для велотуризма. Главное, выберите и протестируйте навигационное приложение до выхода на маршрут, чтобы не столкнуться с проблемами во время путешествия.
Ничто так не вселяет уверенность в преодолении маршрута, как своевременное техническое обслуживание. Мелкие неприятности, например прокол камеры, в походе можно исправить самому. Но отказ тормозов или переключателя передач ведёт к крайне неприятным последствиям. Даже новый велосипед, который только покинул склад магазина, нуждается в настройке. После долгого хранения зимой стоит проверить и бывалый в походах велосипед, чтобы избежать неприятных сюрпризов в пути.
Во время ТО мастера проверяют на дефекты все системы и сварные соединения рамы. При необходимости заменяют расходники, смазывают подвижные соединения, регулируют натяжение цепи и механических тормозов. Гидравлические тормоза и амортизаторы также нужно регулярно обслуживать.
Удивительно, но даже у велосипедов самых именитых брендов без регулярного ухода со временем после серьёзной нагрузки могут появиться дефекты. Это второй аргумент в пользу регулярного ТО. Гуру-велосипедист в состоянии провести осмотр самостоятельно, а остальные могут довериться специалистам велосервиса сети магазинов «Кант».
Существует несколько подходов к организации багажа в велопоходе:
Преимущества байкпакинга:
Из минусов: сложнее размещать крупногабаритное снаряжение. Сумки для байкпакинга не слишком объёмны, в среднем до 25 литров. Поэтому не получится взять с собой старый объёмный спальник, палатку-четвёрку или туристический кан. Так что байкпакинг вынуждает обновлять бивачное снаряжение и одежду.
Примерный список экипировки для велопохода выглядит так:
В зависимости от сложности маршрута не все пункты обязательны, но, для того чтобы оптимизировать личный список, следует практиковаться, отсекая лишнее.
Какой бы формат перемещения багажа вы ни выбрали, попробуйте его в деле, прежде чем отправляться в сложный маршрут. Довольно быстро можно ощутить, когда снаряжение перегружает переднюю часть велосипеда или неудобно подвешено.
В байкпакинге не существует единственно правильного набора, способа упаковки и моделей сумок. Часто навигацию, электронику и перекусы вешают на руль, в так называемые кормушки, палатку — в нарульную сумку, коврик, спальник и одежду — в подседельную сумку, а аптечку и ремнабор — во внутрирамную. Следует помнить, что это лишь один из множества вариантов, тем более без учёта конкретного маршрута и всего списка снаряжения.
Велопоходы крайне захватывающее мероприятие, но требуют физической подготовки. Даже если человек регулярно занимается спортом, это не гарантирует, что его колени и мышцы готовы к ударной нагрузке во время кручения педалей. Плавное «вкатывание» — многократные выезды с постепенным наращиванием объёма — благополучно отражается на здоровье и снижает вероятность травм в походе.
Прекрасный способ для погружения в культуру велопоходов — поиск единомышленников в вашем городе. Велосообщество неумолимо растёт год от года, так что близкие по духу туристы ближе, чем вы думаете. В компании товарищей подготовиться и адаптироваться к сложностям похода будет намного проще, а главное, веселее.
Езда на велосипеде приравнивается к управлению транспортным средством. Важно использовать элементы пассивной безопасности, чтобы вы были заметны для пешеходов и автомобилистов, — это выбор яркой одежды со светоотражающими элементами и габаритные фонари, которые крепятся на части велосипеда или шлем. Габаритный красный маячок и яркий передний фонарь сделают вас заметным для окружающих на асфальтовой дороге в вечернее время.
Грамотно рассчитывать свои силы — это искусство, которое приходит с опытом. Так же как в беге или других циклических видах спорта, важно разумно подходить к расходу энергии.
В первых велопоходах не стоит ставить амбициозные цели по скорости или километражу. Утомление или перенапряжение в пути могут вынудить закончить путешествие на середине маршрута. И хорошо, если маршрут предполагает возможность схода и отдых раньше времени. Не стоит крутить педали на пределе своих возможностей, регулярно отдыхайте и планируйте места стоянок для восстановления. Лучше проехать меньше, но с большим удовольствием.
На больших дистанциях действует негласное правило: есть и пить до того, как почувствуете голод. В противном случае упадок сил и судороги в ногах внезапно могут напасть в самый неподходящий момент. Восстановление же займёт намного больше времени, и уже не на маршруте.
Не стоит ждать, когда жажда станет невыносимой, или голодать от завтрака до ужина. Гидратор или питьевые мягкие фляги позволяют пить во время движения. А батончики и гели помогут дотянуть до полноценного обеда. Не стоит путать велопоход с гонкой на выживание — уделяйте внимание своевременному питанию и восполнению жидкости.
Если ответственно готовиться к велопоходам, то воспоминания о них много зим будут греть душу. На начальном этапе часто не хватает мудрых советов и подсказок. Эксперты сети магазинов «Кант» помогут подобрать оптимальное снаряжение и развеют сомнения в том, что первый велопоход — это сложно!
Автор статьи:
Кирилл Гурьев — сертифицированный инструктор пешего туризма и действующий гид-проводник в России и за рубежом. Лидер команды по прыжкам с верёвкой WS Ropejump на протяжении 12 лет. Промышленный альпинист со стажем работы 15 лет. Организатор спортивных мероприятий и фестивалей с 2012 года.
Читать статьи по теме: