Золотая осень за окном уступает место первым заморозкам. Стремительные повороты и шлейф снега из-под сноуборда или лыж вот-вот станут реальностью. Если снаряд лежит в кладовой и ждёт своего часа — стоит достать его заранее. Если же снаряжения нет — самое время задуматься о выборе и покупке.
Лыжи и сноуборд — технические виды спорта, и от состояния снаряжения зависит удовольствие и безопасность катания. Плохо скользящая доска, заклинивающие крепления или порванные о зазубренные канты перчатки способны испортить день открытия сезона. Чтобы радость от катания ничего не нарушало, снаряжение необходимо грамотно подготовить. Представляем пошаговые рекомендации по подготовке снаряжения в зависимости от его состояния.
Содержание
Процесс расконсервации включает в себя в первую очередь снятие толстого слоя парафина со скользящей поверхности. Сначала циклей снимается толстый слой базового парафина и очищаются залитые участки кантов, затем по скользяку проходят одной или несколькими щётками. После чего наносится парафин для катания, в соответствии с погодными условиями, — и снаряд готов к встрече со снегом. Вычищать скользяк нет необходимости: его качественно вычистили перед консервацией.
Снять консервацию можно самостоятельно, а можно отдать в сервисный центр «Кант». Это гарантия того, что и помещение, не предназначенное для грязной работы по расконсервации, останется чистым. А с другой стороны, профессиональный сервисмен — это залог того, что расконсервация пройдёт безопасно для вашего снаряда. Кроме того, профессиональное оборудование, качественные расходники и большой опыт мастеров позволят произвести процедуру быстро и эффективно, с учётом ваших задач и температурных условий.
Если снаряжение не было законсервировано, то первым делом необходимо провести инспекцию, начиная с состояния кантов. При наличии трещин, выбитых или отсутствующих участков снаряд пора менять. Ремонт таких повреждений в ряде случаев возможен, но трудоёмок и ненадёжен. Видимые заусенцы и зазубрины — повод сделать шлифовку снаряда, так как обработка только с боковой стороны кантов либо не даст должного эффекта, либо «съест» большую толщину канта. Также заусенцы будут царапать утюг и цикли при обработке скользящей поверхности.
Остроту канта проверяем визуально, отмечая заодно возможное наличие ржавчины, и «народным» методом: при проведении ногтем по кромке он должен цепляться, а не соскальзывать. Даже при небольших сомнениях отдаём в заточку. Тупые канты некомфортны и чреваты отсутствием контроля в поворотах и на жёстких склонах. Острые же — залог уверенности даже на льду.
После инспекции кантов переходим к скользящей поверхности. Опять же визуально оцениваем её состояние. Мелкие царапины можно заделать ремонтным пластиком. Если сквозь царапину видно дерево скользяка, то без заплатки не обойтись. Такие работы лучше доверить мастеру, так как сервис оборудован инструментом для качественного ремонта, да и тонкостей много: подбор пластика и клея, температурный режим, выбор технического подхода.
А вот другая, уже менее очевидная проблема со скользяком — белёсые участки, часто характерно расположенные вдоль кантов. Сноуборд с такими «проплешинами» катит раза в четыре медленнее, чем может. В таком случае скользящая поверхность сначала очищается от грязи. И вы удивитесь, сколько скверны мастер достанет из вашего снаряда! Затем важно обработать скользяк на шлифовальном станке, аккуратно убирая повреждённый слой, напитать базовым парафином и только после этого финально нанести парафин под погоду.
Топшит — верхнюю «крышку» — проверяем на наличие дырок, сколов и отслоения. При наличии крупных повреждений в идеале меняем снаряд: помимо декоративной функции, топшит защищает сердечник от влаги. В какой момент конструкция сноуборда треснет изнутри, будучи в регулярном и точечном контакте с водой, — неизвестно. И более того, сердечник может быть уже сломан, если топшит имеет серьёзное повреждение давно.
Ещё досаднее, что о такой серьёзной поломке можно не узнать при спокойном катании. Но если захочется раздать по жёсткому и крутому склону, прыгнуть с трамплина или проехать радикальную линию во фрирайде, сломанный сердечник может сыграть с вами злую шутку и привести к травмам. Теперь вспомните, с чего всё начиналось, — с безобидной трещины в топшите... Важно помнить: небольшие повреждения можно починить, продлевая жизнь лыжам или сноуборду. Делать это лучше оперативно, иначе можно дотянуть до покупки нового снаряда.
После завершения работы с самими лыжами или сноубордом переходим к креплениям. У сноубордических необходимо проверить наличие всех крепёжных винтов — как тех, что крепят крепления к сноуборду, так и тех, на которых собрано крепление. После визуального контроля проверяем их затяжку. Далее уделяем внимание зубчатым ремням и баклям. На ремнях смотрим на целостность самих ремней и состояние зубцов, они имеют тенденцию срезаться. Увидели повреждения — меняем. В баклях смотрим на ровность хода и чёткость работы.
В лыжных креплениях, помимо визуального контроля комплектности, уделите внимание работе и состоянию пружин. Некорректно работающие крепления — прямая угроза здоровью! Не вовремя отстегнувшиеся из-за ослабших пружин крепления могут стать причиной ушибов и потери снаряжения. При попытке их затянуть легко превысить критические значения, и тогда ситуация станет ещё опаснее: крепления не отстегнутся при падении, что может привести к тяжёлым травмам связок и переломам. К сожалению, это не тот аспект, который можно проверить визуально.
Если креплениям более нескольких лет и они хранились ненадлежащим или неизвестным образом — обратитесь в сервис. Если нет убеждённости в их состоянии — поменяйте. В случае если крепления на интегрированных в лыжи рельсах — менять придётся комплектом. Найти отдельно подобные крепления на модели старше двух-трёх лет — задача проблематичная.
Главное — соответствующий уход. Если не обращать внимания на состояние снаряда, он превратится в расходный элемент и будет требовать замены каждый год. Простейший путь — регулярно относить его в сервис «Кант». В конце сезона — на обслуживание и консервацию, перед сезоном — на расконсервацию. И на протяжении зимы, в зависимости от интенсивности эксплуатации, через каждые 5–10 дней катания полезно обновить парафин и заточку кантов. Если делать эти процедуры своевременно, они не потребуют много усилий и затрат, и снаряд будет служить долго, радуя накатом и контролем дуг. Ремонт же потребуется только в случае встречи с камнями и другими препятствиями.
Самостоятельно, разумеется, тоже можно производить текущее обслуживание. Минимально необходимый набор инструментов — утюг с точным контролем температуры, парафин, канторез или уголок под нужный угол с одним или несколькими напильниками. При этом время от времени, не реже одного раза в сезон, необходимо всё равно отнести снаряд в сервис: шлифовку скользяка с обработкой кантов снизу в домашних условиях выполнить невозможно.
Также рекомендуется соблюдать правила хранения снаряжения дома. Деревянный сердечник чувствителен к перепадам влажности и температуры, и нарушение условий хранения приведёт к потере сноубордом или лыжами упругости и прогиба. Напряжённое состояние закладных в сердечнике сноуборда и пружин в горнолыжных креплениях приводит к их быстрому износу.
Снаряд необходимо качественно очищать от грязи, песка и прочих возможных загрязнений. Перед хранением стоит снять со сноуборда крепления. В горнолыжных креплениях ослабьте пружины до минимума. Все крепёжные винты аккуратно упакуйте, чтобы они не потерялись. После чего можно спрятать снаряжение в чехол с вентиляцией и убрать его в прохладное и сухое место.
Стоит помнить, что чем внимательнее вы относитесь к снаряжению, тем дольше оно будет вас радовать! Ухаживайте за ним своими руками, при наличии навыка, или приносите в сервисы «Кант» — профессиональные мастера умеют работать со снаряжением и испытывают к нему искреннюю любовь, что гарантирует результат.
Автор статьи:Читать статьи по теме: