Готовы сразу перейти к покупкам?
Фонари и фары — одни из важнейших аксессуаров для любого велосипедиста. Современные модели представлены в любых формах, цветах и размерах. При этом новые технологии позволяют добиться выдающихся характеристик по яркости и автономности. В статье расскажем обо всех параметрах, чтобы вы могли определиться с подходящим комплектом фонарей для вашего велосипеда.
Содержание
Наличие хорошего света на велосипеде позволяет комфортно передвигаться в сумерках и ночью. При движении в городе важно быть заметным для других участников движения. Не только в тёмное время, но и днём. Для этого практически во всех фонарях есть мигающий режим.
Недавно в Дании, велосипедной стране, проводили исследования дорожно-транспортных происшествий. Статистика свидетельствует, что восемь из десяти ДТП с участием велосипедистов происходят в течение светового дня. Поэтому использование габаритных огней даже днём — это первое и очень важное правило безопасности на дороге.
Привычка всегда включать задний красный фонарь будет полезна всем велосипедистам, а не только тем, кто ездит по автодорогам. Даже если вы предпочитаете тротуары и велодорожки, освещение не будет лишним. Иногда тротуар заканчивается, и дальше идёт кусок автодороги, или проводятся ремонтные работы, так что приходится съехать на проезжую часть и какое-то время двигаться по ней, или вообще вы попадаете на развязку, где все пешеходные дорожки обрываются/
В мегаполисах самокаты и велосипеды, а также их более быстрые версии на электроприводе становятся всё популярнее, что является дополнительным фактором в пользу навесного освещения. Станете ли вы каждый раз вспоминать, что нужно включить сзади фонарь? А если он вдобавок закреплён на багажнике и включить его, не слезая с велосипеда, не удастся? Во всех этих случаях сзади могут оказаться машины, приближающиеся на большой скорости, водители которых могут вовремя не заметить вашего манёвра, если световые приборы не привлекут их внимание. В любом случае, будучи участником дорожного движения, важно учитывать обстоятельства и рассчитывать риски, и желательно не только для себя, но и для соседей по дороге. Наличие включённых фонарей и фар позволит предупредить окружающих о вашем присутствии.
С передними фонарями и фарами дело обстоит совсем иначе. Их использование зависит от ситуации. Так же как машинам нельзя включать в населённом пункте дальний свет фар, так и велосипедистам не стоит включать в городе на полную мощность фару на 1000 люменов, которая будет ослеплять пешеходов и встречных водителей.
Оптимально использовать переднюю фару днём в мигающем режиме и не на полную мощность. Так и заряда батареи хватит надолго, а вы будете заметнее с разных сторон для других участников движения.
Основным параметром при выборе фонаря является его яркость. Яркость характеризуется световым потоком, который измеряется в люменах. То есть чем больше люменов в источнике света, тем он ярче.
Мощная фара нужна во время езды по тёмным или плохо освещённым дорогам: городским улицам без освещения, загородным трассам, лесным тропинкам. Такие фары имеют высокую максимальную яркость, большой объём батареи и разные режимы под любой сценарий вашей поездки.
150–300 лм
В случае если ваш вечерний маршрут пролегает по небольшим улочкам с тусклыми фонарями, для улучшения видимости подойдёт фонарь со средними характеристиками.
50–100 лм
Если вы ездите только днём или по центральным, хорошо освещённым городским дорогам, для обеспечения безопасности достаточно повесить небольшой передний габаритный фонарь, который крепится на руль или шток вилки.
Роль играют не только заявленные люмены, но и направление луча фонаря. В дешёвых моделях можно встретить подозрительно высокие значения светового потока. При этом луч может слишком широко рассеиваться, не давая видимости вдаль, или, наоборот, светить только узким направленным пучком, не позволяя разглядеть обочины. В качественных фонарях от известных брендов используют современные высокотехнологичные линзы, благодаря которым получается луч достаточной ширины без потерь яркости.
Некоторые райдеры предпочитают использовать более широкий луч (или прожектор) на руле для общего освещения трассы в комбинации с более сфокусированным лучом на шлеме, чтобы получить как можно больше света в том направлении, в котором они смотрят.
На фото пример, как должен выглядеть световой луч от хорошей фары.
Конструкция линзы и фонаря влияет на рассеивание света ещё и в вертикальной плоскости. Некоторые фонари могут продолжать светить прямо и вверх даже при наклоне вниз на руле. Это не только ухудшает видимость дороги под колёсами, но и ослепляет тех, кто движется вам навстречу.
В некоторых моделях, например BBB Strike, линза расположена под небольшим углом вниз и прикрыта пластиком в верхней части. Подобные решения помогают защитить окружающих от вашего яркого света и улучшают обзор вблизи, не уменьшая яркости и дальности луча.
В задних фонарях не обязательна столь высокая яркость. Обратите внимание на конструкцию и направление света. В моделях высокого уровня типа Topeak Taillux применяют такие линзы, чтобы свет было видно не только сзади, но и под разными углами сбоку.
Самый простой и доступный вариант питания велосипедных фонарей — обычные батарейки типа АА или ААА. Чаще всего используется в недорогих моделях. Это может быть хорошим решением при желании сэкономить и крайне редком использовании велосипеда, а также в долгих автономных походах, где проще взять с собой запасные батарейки, чем заряжать фонари от единственного пауэрбанка.
Наиболее удобным будет фонарь с собственным аккумулятором. Он может быть встроенным. В таком случае в корпусе фонаря будет разъём для зарядки. Применяются стандарты micro-USB или современный и быстрый USB-C.
Есть модели с внешним аккумулятором, который необходимо закреплять на велосипеде отдельно. Это позволяет добиться внушительной автономности, но не очень практично в повседневном использовании.
Также встречаются модели, где нужно вынимать аккумулятор из корпуса, чтобы подзарядить. В этом нет ничего плохого. Единственный нюанс заключается в том, будет ли при этом корпус оставаться герметичным, чтобы обеспечить защиту от влаги.
Чтобы понять, насколько устройство защищено от влаги и пыли, существует международный стандарт IP — Ingress Protection Rating.
Данные отображаются в виде IPXX, где XX — цифры. Первая цифра обозначает защиту от попадания пыли и твёрдых тел.
Значение |
Защита |
Описание |
0 (IP0x) |
- |
Нет защиты |
1 (IP1x) |
> 50 мм |
Защита от проникновения крупных предметов диаметром > 50 мм и случайного касания токопроводящих частей ладонью |
2 (IP2x) |
> 12,5 мм |
Защита от проникновения предметов диаметром > 12,5 мм и случайного касания токопроводящих частей пальцами |
3 (IP3x) |
> 2,5 мм |
Защита от проникновения мелких предметов диаметром > 2,5 мм и случайного касания токопроводящих частей пальцами |
4 (IP4x) |
> 1 мм |
Защита от предметов диаметром > 1 мм и контакта инструментом |
5 (IP5x) |
Пылезащищённый |
Полная защита токопроводящих элементов. Возможно незначительное попадание пыли |
6 (IP6x) |
Пыленепроницаемый |
Никакая пыль не может попасть внутрь конструкции |
При этом первая цифра может не указываться. Например, часто встречаются характеристики IPX4 и IPX7. Это значит, что устройство не проходило тестирование на защиту от пыли, подтверждалась только влагозащита, о которой говорит вторая цифра.
Значение |
Описание |
0 (IPx0) |
Нет защиты |
1 (IPx1) |
Защита от вертикально падающих капель |
2 (IPx2) |
Защита от брызг воды, падающих под углом до 15° к вертикали |
3 (IPx3) |
Защита от брызг воды, падающих под углом до 60° к вертикали |
4 (IPx4) |
Защита от брызг воды, падающих под любым углом |
5 (IPx5) |
Защита от струй воды любого направления диаметром до 6,3 мм под давлением до 30 кПа |
6 (IPx6) |
Защита от мощных струй воды диаметром до 12,5 мм под давлением до 100 кПа на корпус с любого направления |
6k (IPx6k) |
Защита от мощных струй воды диаметром до 6,3 мм под давлением до 1000 кПа на корпус с любого направления |
7 (IPx7) |
При кратковременном (до 1 минуты) погружении на небольшую глубину (до 1 метра) вода не нарушает работу устройства |
8 (IPx8) |
Устройство может продолжать работу, будучи погружённым на глубину до 1 метра на протяжении 30 минут |
9 (IPx9) |
Устройство может работать в условиях высокотемпературной мойки под высоким давлением |
9k (IPx9k) |
Защита от брызг воды высокой температуры под высоким давлением |
Есть ещё несколько параметров, которые вы можете встретить в характеристиках велосипедных фар. Давайте разберёмся, что они означают и как измеряются.
Для определения этого параметра включённый фонарь направляют на люксметр, используемый для измерения освещённости. Далее определяют наиболее освещённые пятна во всём потоке на расстояниях 1 метр, 20 метров и 30 метров от прибора. После получения данных подсчитывается усреднённое значение, измеряемое в канделах, которое и считается пиковой силой света.
В этом тесте определяется расстояние, на котором уровень освещённости, создаваемый фонарём, равен 0,25 люкса (1 люкс равен 1 люмену на квадратный метр). Приблизительно такой уровень освещённости создаётся на открытой местности во время полнолуния в безоблачную погоду.
Для проверки прочности фонарь сбрасывают на бетонный пол с высоты не менее 1 метра. После шести падений он должен остаться в рабочем состоянии, без трещин и сколов, разбираться и собираться. В испытании используют 5 экземпляров одной модели. Максимальная высота, после падения с которой продолжают работать все образцы, округляется до целого числа и является показателем ударопрочности.
Сертификация велосипедных фонарей не является обязательной. По яркости и времени работы производители могут заявлять любые данные, которые сочтут нужными. Однако существует стандарт ANSI/NEMA FL-1 — это протокол тестирования, который научно измеряет яркость света, время работы, водонепроницаемость и ударопрочность.
Если вы увидите сертификат FL-1, значит, производитель добровольно позаботился об этом, и все параметры полностью соответствуют заявленным. При этом в отсутствии данного сертификата нет ничего критичного. Многие хорошие фирмы не задаются этим вопросом, но при этом делают качественные фонари и честно заявляют все характеристики, основываясь на собственных испытаниях.
Самый лучший велосипедный фонарь — это тот, который вы действительно будете использовать. Не забывайте заряжать и включать фонари на велосипеде. Эта привычка сильно повысит вашу безопасность и поможет другим участникам движения вовремя заметить вас на дороге.
Автор статьи:
Дмитрий Комиссаров — маунтинбайкер и веломеханик со стажем. Инструктор НЛИ по горным лыжам. 1-й разряд по горнолыжному спорту. Участник и призёр всероссийских соревнований.
Читать статьи по теме: