Готовы сразу перейти к покупкам?
Самое главное, что нужно знать и понимать о велосипедном шлеме, — он должен быть на голове каждого велосипедиста. Даже если вы катаетесь в городе по велодорожкам или в пешеходной зоне, произойти может всё что угодно. Самые серьёзные и необратимые травмы — это травмы головы, поэтому крайне важно, если не исключить, то максимально обезопасить от них себя и своих близких. Конечно, любой шлем лучше, чем его полное отсутствие, но надёжнее выбрать модель, которая будет подходить по назначению под ваш стиль катания. В этой статье разберёмся, как правильно выбрать подходящий велошлем, познакомимся с конструкцией и типами шлемов, а также расскажем о безопасности и технологиях.
Основная деталь в шлеме — это внутренняя оболочка из пенополипропилена, пенополистирола или пенополиуретана. Она находится между внешней пластиковой, жёсткой оболочкой шлема и головой. Именно эта прослойка распределяет энергию удара за счёт деформации и сминания. Внутренняя оболочка большинства шлемов для горных велосипедов сделана из вспененных шариков полистирола и имеет разную плотность, которая соответствует области применения шлема: более мягкая гасит удары при падении на низкой скорости, а более жёсткая способна поглотить удар на высокой. Лидером применения такой технологии является немецкая компания Alpina и у неё она называется Hi-EPS (High Expanded Polystyrene). EPS — это непосредственно амортизирующий слой полимера.
Данная технология обеспечивает оптимальную защиту, позволяя использовать сверхтонкий слой амортизирующего полимера, благодаря чему уменьшается общий вес шлема без потери прочности и безопасности.
В дешёвых скейтерских шлемах внутренней части может не быть как таковой. То есть под пластиком находится просто поролон, который не может выполнить защитные функции. Такие модели рассматривать для велосипеда точно не стоит, поскольку они могут придать ложной уверенности, а на деле только усугубляют ситуацию из-за дополнительного расстояния между поверхностью соприкосновения и головой райдера.
От внешних механических повреждений внутреннюю оболочку шлема защищает слой из полистирола или поликарбоната, в более дорогих моделях внешний слой может быть даже из карбона. У шлемов начального уровня он обычно приклеен клеем к EPS, в то время как в моделях более высокого ценового сегмента защитный слой термически соединяется с внутренней оболочкой в процессе формования, то есть внутренняя и внешняя оболочка «свариваются» друг с другом. Эта технология называется In-Mould.
Например, для эндуро и all-mountain предпочтительно выбирать модели с термически приваренной оболочкой. Такая конструкция более прочная. Поскольку оболочка и внутренний корпус, по сути, становятся одним целым, то вмятины более заметны, и вы сможете вовремя обнаружить небольшие трещины в пенополистироле, которые в противном случае были бы замаскированы пространством между двумя склеенными слоями.
Другой метод соединения внешней оболочки с EPS-пеной — это технология Hard-Shell, или ABS Shell. Чаще всего такой метод используется в шлемах-котелках. Внешняя часть здесь выполнена из жёсткого ABS-пластика, который выдерживает многократные удары, но демпфирует меньше. Такие шлемы обычно тяжелее, но находят своё применение в стрите, на дёртах или скейт-парках.
Вентиляционные отверстия обычно расположены так, чтобы «подсасывать» воздух снаружи во время движения. Внутренний воздух при этом охлаждается за счёт конвекции и затем направляется к точкам выхода. Большие передние отверстия обеспечивают достаточную вентиляцию и охлаждение. Чтобы увеличить воздушный поток, требуется большее количество отверстий или их увеличенный размер. А для того, чтобы при этом не страдали защитные свойства, необходимо использование более плотной пены или усиление подкладки.
Практически все компании сейчас рекламируют вентиляционные свойства своих шлемов вне зависимости от их ценовой категории, но на самом деле тестирование затруднено и имеет ряд ограничений. Например, изменение угла наклона головы всего на несколько градусов имеет большое значение в том, как воздух проходит через вентиляционные отверстия. Другие факторы включают правильную посадку шлема, волосяной покров и пот. Именно точная система расчётов и технология изготовления и приводят к тому, что шлемы с действительно эффективной конструкцией вентиляционных отверстий стоят достаточно дорого.
И ещё одна актуальная особенность, на которую стоит обратить внимание при выборе шлема для езды на горном велосипеде по пересечённой местности. Сетчатая вставка в передних вентиляционных отверстиях работает как экран от насекомых, защищая голову велосипедиста от их укусов при езде в жарких или влажных условиях. Также сетки защищают от случайного попадания в большое вентиляционное окошко мелкого камушка, который может вылететь из-под колёс велосипеда или отрикошетить при спуске по горной трассе.
Бывает несколько разных типов застёжки. Самый распространённый — классический фастекс. Он простой, доступный и понятный. В шлемах среднего сегмента и высокого уровня можно встретить модели с магнитной застёжкой типа фидлок. Она удобнее, поскольку легко открывается и закрывается даже одной рукой в перчатке, при этом исключает самопроизвольное расстёгивание, в отличие от фастекса.
В экстремальных шлемах, особенно Full-Face, часто используется старый DD-Ring. Он самый надёжный, но фидлок гораздо удобнее.
Ещё один вид удобных застёжек — многоступенчатые с кнопкой типа Alpina Ergomatic или Uvex Monomatic. Отличается пряжкой фиксирующего ремня с красной кнопкой и многоступенчатой автоматически запирающей застёжкой. Такой механизм не может открыться самостоятельно в случае падения. Можно пользоваться одной рукой в перчатке.
Большинство велошлемов имеют сзади регулировку размера. Работает она обычно в диапазоне 2–3 см, поэтому изначальный выбор размера максимально важен. Производители используют разные регулировки и технологии, но смысл везде одинаковый. Однако регулировку в виде крутилки вы вряд ли встретите на фулфейсе или котелке. У фулфейсов важно изначально подобрать точный размер с плотной посадкой. Потом внутренняя подкладка примнётся и щекам будет комфортнее. В котелках же часто бывают сменные мягкие подкладки в комплекте, чтобы отрегулировать размер под себя чуть более точно.
Глобально все шлемы можно разделить на шоссейные, горные и городские. С точки зрения безопасности лучше, когда шлем соответствует стилю катания и используется по назначению. Давайте посмотрим, как выглядят и чем отличаются разные шлемы.
Шлемы для шоссейного велосипеда отличаются очень лёгким весом, аэродинамической формой и большими вентиляционными отверстиями. Хорошо подходят для дальних поездок по ровным дорогам. Бывают ещё аэрошлемы, которые применяются в гонках с раздельным стартом и триатлоне. Это модели с обтекаемой каплевидной формой, часто имеющие визор спереди. Такой вариант используется только профессиональными спортсменами, так как аэрошлемы дорогие и менее комфортны для рядового пользователя.
Самая популярная и обширная категория шлемов. Здесь можно выделить три вида конструкций: корзинка, котелок и Full-Face.
Наиболее распространённый и универсальный тип конструкции велосипедного шлема. Такие шлемы лучше всего подходят для повседневного использования как в городе, так и в загородных поездках по пересечённой местности. Если говорить о дисциплинах катания, то модели уже могут немного отличаться. Условно их можно разделить на кантрийные и трейловые.
Кантрийные корзинки чаще всего встречаются на полках магазинов и на головах любителей активного отдыха на велосипеде. Это самые доступные и универсальные модели шлемов, которые при этом очень комфортны за счёт малого веса и хорошей вентиляции. От шоссейных отличаются чуть более глубокой посадкой и могут часто иметь небольшой козырёк. Подобные шлемы нередко называют универсальными, поскольку они являются хорошим выбором, где бы вы ни катались: от городских парков и поездок на работу до загородных поездок и гонок в дисциплине кросс-кантри.
Трейловые шлемы имеют чуть больший вес и степень защиты, чем кантрийные. Отличаются более выраженным козырьком и закрытой затылочной частью. Подобные модели отлично подойдут любителям активного катания на маунтинбайке: от небольших трейлов до экстремальных горных байк-парков.
Современные котелки бывают разными, но если конструкция сделана с жёсткой оболочкой типа Hard-Shell, то такие шлемы способны выдержать многочисленные удары. Это определяет их сферу применения: дёрты, скейт-парки, BMX, трюки в стрите и тому подобное. Модели обычно простые и доступные, отличаются глубокой посадкой и хорошей степенью защиты. При этом они более тяжёлые, чем корзинки, а вентиляция, как правило, оставляет желать лучшего.
Выбирая такой шлем, стоит понимать, что при сильном ударе может повредиться структура пены внутри шлема, а по жёсткой оболочке это трудно заметить. Зато она не деформируется от каждого соприкосновения с углом фигуры или трамплина. Если падение было серьёзным и шлем выполнил свою функцию, стоит задуматься о его замене.
Велосипедные фулфейсы напоминают шлемы для мотоцикла, только они заметно легче и лучше вентилируются. Среди велошлемов они имеют максимальную степень защиты, поэтому идеально подходят для экстремальных спусковых дисциплин и больших прыжков.
Все шлемы для горного велосипеда
Городские шлемы не имеют жёстких критериев по аэродинамике, вентиляции или глубине посадки, поэтому вы можете встретить здесь совершенно разные формы. Дизайнеры ограничены только сертификацией по безопасности. Часто встречаются обычные корзинки, но бывают и стильные каски. От дёртовых котелков их обычно отличает конструкция In-Mould, чтобы немного уменьшить вес шлема и больше смягчить удар при падении. Также в городских моделях часто встречаются встроенные фонарики и другие фишки.
Основная задача шлема — обеспечение целости и сохранности вашей головы. Поэтому все велосипедные шлемы имеют обязательный сертификат безопасности по европейскому стандарту EN 1078, который определяет требования и методы их испытаний: конструкция шлема, включая поле зрения, амортизирующие свойства, свойства удерживающей системы.
Основные характеристики стандарта EN 1078:
Параметры стандарта EN 1078 были созданы в лабораторных условиях: шлемы подвергались испытаниям на наковальне, их сбрасывали на разные железки, замеряли перегрузки, и эти перегрузки уложили в некую норму, которая обозначает границы допустимых нагрузок для безопасного катания. Таким образом, для сертификации вся продукция проходит серию тестов на соответствие минимальным достаточным требованиям безопасности, собранным в лаборатории.
Большинство сертифицирующих агентств устанавливают порог на уровне 300 G. Это сила, при которой гарантированно можно потерять сознание. Но стандарт не сообщает, насколько реальные показатели превышают минимум. Наконец, лаборатория — это не велосипедная тропа, а как часто в реальных условиях можно предсказать падение с определённой высоты, на определённой скорости, при определённой температуре и на выбранную форму поверхности? Вывод: наличие сертификата гарантирует, что при использовании данного шлема вы не получите необратимое повреждение головного мозга при условиях, совпадающих с условиями тестирования, но не может полностью исключить ту или иную травму при неудачном падении.
Поэтому для большей безопасности были разработаны различные технологии дополнительной защиты. Одна из таких технологий зарекомендовала себя не только в велосипедном спорте, но и в других видах экстремальной активности. Это технология MIPS.
Технология MIPS (Multi-directional Impact Protection System) — это одна из наиболее передовых разработок в шлемах. Принцип технологии MIPS заключается в том, что она копирует защитную систему головного мозга. Мозг человека покоится в черепной коробке в эластичной оболочке, которая обеспечивает достаточную подвижность головного мозга внутри. Именно благодаря этой конструкции мозг получает наилучшую защиту от ударов и повреждений при стандартных «человеческих» нагрузках.
При катании на велосипеде падение часто происходит на скорости и с высоты, поэтому важно обеспечить максимальную защиту головы от разнонаправленных ударов.
Система MIPS представляет собой дополнительный слой с низким коэффициентом трения внутри шлема. Он имеет определённую степень подвижности, что позволяет уменьшить воздействие вращательных движений от ударов, приходящихся по касательной. Такие удары опаснее прямых и происходят намного чаще.
Система MIPS уже используется большинством популярных производителей шлемов. Сама компания MIPS проектирует систему отдельно под каждую модель шлема и контролирует правильность исполнения производителем. О наличии MIPS в шлеме можно узнать по жёлтой наклейке в задней части. Внутри также бывает видно дополнительный жёлтый слой, но иногда он может быть спрятан среди других слоёв внутренней части шлема.
Конечно, MIPS увеличивает вес и стоимость шлема, но эта разница не такая значимая, как ценность вашей головы и её содержимого.
Мы познакомились с конструкцией шлемов, их видами, а также требованиями по безопасности. Ниже представлены последовательные шаги для того, чтобы выбрать удобный и подходящий вам шлем.
Сначала стоит определиться со стилем катания и выбрать шлем соответствующего типа. Если не уверены точно, то присмотритесь к универсальным моделям. Также можно обратить внимание на свой велосипед. Будет немного странно катать в фулфейсе на шоссере или в аэрошлеме на двухподвесе для даунхилла.
Для того чтобы ваш шлем надёжно вас защищал, стоит уделить внимание правильному подбору размера шлема. Самый первый шаг для того, чтобы всё получилось, — это измерить окружность головы: все производители указывают свои размеры либо сразу в сантиметрах, которые соответствуют окружности головы по самой выпуклой части, либо содержат буквенный индекс с числовой расшифровкой.
Таблицы размеров для разных фирм и моделей могут сильно отличаться, но для примерного ориентира приведём самую распространённую градацию среди моделей для взрослых:
Размер шлема |
Окружность головы (см) |
XS |
49–53 |
S |
52–56 |
M |
55–59 |
L |
58–62 |
XL |
61 и более |
Можно измерить размер головы заранее или уже в магазине при выборе и примерке шлема.
Если у вас пограничный размер, то подумайте, будет ли под шлемом кепка или бандана. Если да, то постарайтесь примерить больший размер вместе с ней. Если выбираете меньший размер и не собираетесь что-либо надевать под шлем, то убедитесь в комфортности посадки.
Любой шлем должен сидеть на голове плотно, но не доставлять дискомфорта. Он должен равномерно облегать голову, не оказывая при этом точечного давления и не болтаясь. Шлем должен прикрывать лоб приблизительно до середины. При правильной посадке шлем располагается горизонтально, все элементы находятся на своих местах: уши или выемки под уши не съезжают вверх-вниз или в сторону, регулировка размера находится чётко под затылком, стрепы не съезжают на горло или на подбородок.
При примерке велошлема не забудьте застегнуть стрепы. Помотайте головой из стороны в сторону и попрыгайте, проверьте плотность посадки. Убедившись, что шлем не слетает при активных движениях, проверьте, что не испытываете локального дискомфорта от точечного давления. Выбирая шлем, помните: он не разносится и не станет удобнее. То, что приносит лёгкие неприятные ощущения при примерке, может привести к головным болям во время катания. Настраивайте регулировки велошлема при примерке так, будто готовы выезжать. Слушайте свои ощущения внимательно и переходите к примерке следующей модели при первых же дискомфортных ощущениях.
Если планируете кататься в велоочках, возьмите свой парк очков с собой на примерку. Важно, чтобы промеры шлема совпадали с промерами ваших очков. Не исключено такое, что ваши текущие очки могут не «встать» под наиболее удобную модель шлема. В таком случае стоит отдать предпочтение шлему и уже под него выбирать оптику.
В магазинах «Кант» представлен максимально широкий выбор велосипедов и велоаксессуаров. Профессиональные консультанты-велосипедисты всегда помогут подобрать нужную модель и размер. Также вы всегда можете получить онлайн-консультацию у менеджеров магазина «Кант». Обратившись за консультацией в «Кант», вы сэкономите время, которое можно с удовольствием провести катаясь на велосипеде!
Автор статьи:
Дмитрий Комиссаров —веломеханик со стажем. Инструктор НЛИ по горным лыжам. 1 разряд по горнолыжному спорту. Участник и призёр всероссийских соревнований.
Читать статьи по теме: