Если сравнивать бренды с домами из «Игры престолов», то BASK, несомненно, были бы Старками: суровая северная природа и соответствующий характер, надёжность во всём, традиции и свой особенный стиль. За свою более, чем тридцатилетнюю историю бренд прошёл путь от любительского цеха по пошиву пуховок до крупного производителя одежды и снаряжения, оснастил десятки полярных и высокогорных экспедиций и заслужил уважение альпинистов, путешественников и походников во всём мире.
В нашей сегодняшней статье мы поговорим об истории бренда BASK, его корнях и истоках, а также познакомим вас с некоторыми образцами продукции, которые в этом сезоне уже можно купить в сети магазинов «Кант».
Да, всё верно, мы начали сотрудничество и надеемся, что вы, наши покупатели, так же высоко оцените изделия BASK, как это уже сделали мы, эксперты и продавцы.
Итак, начнём.
Сила… в пухе! Именно такой диалог мог бы состояться между двумя братьями: Сергеем и Владимиром Богдановыми, на заре девяностых на кухне московской «однушки» в спальном районе. В то время они, учёные-физики, вынуждены были перебиваться случайными заработками, так как даже те мизерные зарплаты в научных институтах, в которых они работали, постоянно задерживали. Братья были заядлыми туристами, да-да, именно такими, как мы и представляем советского туриста: в лыжных шапках-петушках, брезентовых штормовках и ботинках-триконях.
Богдановы ходили в сложные категорийные походы и сплавлялись по порожистым горным рекам и не понаслышке знали о нуждах тогдашних альпинистов и туристов. Главная проблема была в категорической нехватке современного снаряжения, одежды и обуви. Всё, что нельзя было достать из-за границы, приходилось делать самим. Ещё в начале восьмидесятых во время своей учёбы в Московском физико-техническом институте братья вместе с другими студентами организовали любительский совершенно некоммерческий (по причине отсутствия на тот момент в стране всякой официальной коммерции) проект, сегодня мы назвали бы это стартап, а именно производство снаряжения для водных походов.
Наполовину в шутку проект назвали БАСК – аббревиатурой, которая расшифровывается как «байдарочно-строительный кооператив». Всё снаряжение, катамараны и байдарки делалось в небольшом количестве для себя и друзей, а также на обмен.
Когда в позднеперестроечные времена, ставшие уже научными сотрудниками братья (Сергей проектировал лазеры в НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха, а Владимир разрабатывал программное обеспечение в НПО «Энергия»), решили вспомнить свои студенческие увлечения и заняться, как бы мы назвали это сейчас, outdoor-бизнесом. Бизнес заключался в пошиве по ночам на кухне своей однокомнатной квартиры тёплых пуховых курток. Сначала делали на заказ, потом начали продавать с лотка на рынке. К работе по шитью привлекли и жён.
Так как Богдановы хорошо знали потребности туристов и альпинистов и работали, что называется «на совесть», то самодельная продукция их расходилась быстро. Спрос был такой, что как они сами вспоминали потом – «сколько сошьёшь – столько продашь».
Встал вопрос о дальнейшей научной карьере и окончательном выборе жизненного пути. Как бы ни было тяжело братьям, но пришлось попрощаться с наукой. Причины были сугубо экономические: доходы от шитья курток намного превышали зарплаты учёных, а оба Богдановых к тому времени были уже многодетными отцами семейств. Совмещать два вида деятельности было сложно. Производство расширялось, приносило много хлопот и требовало, особенно на первом этапе, кучу времени, хотя Сергей окончательно ушёл из науки только в 1995 году.
Братья, однако, не забыли научные принципы и привнесли в свою новую сферу деятельности самый настоящий высокоточный подход и инновационные технологии.
Богдановы основали своё ИП, закупили оборудование, наняли швей и открыли теперь уже настоящий цех по пошиву курток. Бизнес начала девяностых имел свои особенности. Поначалу шили на съёмной квартире, потом помещение для цеха арендовали у психбольницы, затем купили права аренды ателье в подмосковном Королеве. Довольно скоро усилий маленького цеха стало не хватать, поэтому Богдановы стали размещать заказы на ткацких фабриках в регионах, в частности в Рязани и Невеле, Псковской области.
Появился и первый логотип, с уже официальным названием компании – BASK.
Название студенческого проекта байдарочно-строительного кооператива – «БАСК» также сохранилось, правда, теперь уже в угоду рынку (и с прицелом на сотрудничество с иностранными компаниями), писалось латиницей, отчего в среде туристов появлялись забавные версии об испанском происхождении бренда – от народа басков, проживающих в суровых Пиренеях. Интересно, что по-английски глагол «to bask» означает «греться» на солнце или у огня, так что и лучистый логотип, и согревающая в прямом смысле продукция бренда тут оказались как раз в тему.
В середине девяностых BASK расширил свой ассортимент и выпускал уже не только альпинистские пуховки, но и спальники, рюкзаки, непромокаемые куртки, женские пальто, мужские аляски, головные уборы и повседневную одежду для детей.
Владимир Богданов позднее в интервью говорил об этом времени: «Каждый человек реализует свой характер в деле, которым занимается. Мы не профессионалы, мы – физики, пришли в лёгкую промышленность, но у нас была цель – добиться качества изделий, не хуже, чем у появившихся в России мировых брендов outdoor-рынка: The North Face, Vaude… Да, что говорить, любая брендовая иностранная продукция была для всех альпинистов в то время фетишем – желанным приобретением. Российская продукция не особо ценилась. Нам, естественно, было обидно, и мы хотели «догнать и перегнать», но понимали, что это сложно сделать. Это потребовало долгих и постоянных усилий».
Братья быстро учились, перенимали всё лучшее у иностранных производителей и адаптировали к российским климатическим условиям и походным традициям.
Словно иллюстрация ко всем современным бизнес-наставлениям о пользе кризиса, «как вызове и новым возможностям», успеху компании заметно помог дефолт 1998 года. Тогда из-за обвала рубля почти все outdoor товары иностранных брендов стали не по карману большинству россиян, и многие обратили внимание на отечественных производителей. К тому же BASK начал принимать заказы от таких гигантов спортивной индустрии, как Adidas, Reebok и Puma, и поставлять им пух для курток. Под руководством братьев Богдановых BASK разработал технологию «пуховых пакетов». Работа с пухом сложная и грязная, не все производители умели и хотели с ним работать. Готовые «пухпакеты» решили эту проблему. BASK продавал уже готовый качественный продукт, который нужно было просто вшить в куртку.
Благодаря кризису и активному сотрудничеству с международными компаниями (по словам братьев-основателей за несколько лет они сшили для мировых брендов более 500 000 пуховых пакетов), BASK не только не снизил, но, наоборот, увеличил свой оборот, а также приобрёл большой производственный опыт.
Основатели компании братья Богдановы вышли из среды опытных туристов-походников и никогда не забывали об этом. Уже с самого начала бренд активно сотрудничал со многими спортсменами-альпинистами, экстремальными путешественниками, полярными экспедициями. Со временем сложилась команда опытных профессионалов BASK: горных гидов, ледолазов, альпинистов, каюров, яхтсменов, пилотов, скай- и трейлраннеров, пейзажных фотографов и походных блоггеров.
Именно они проверяют на деле продукцию BASK, дают честную обратную связь и помогают делать по-настоящему качественные и функциональные вещи.
За долгие годы сотрудничества многие члены команды стали настоящими друзьями и единомышленниками бренда и его основателей. Например, мастер спорта по альпинизму Владимир Башкиров, также физик, выпускник Московского физико-технического института, поднимавшийся без кислорода на восемь гималайских восьмитысячников. Или Сергей Нилов, также горовосходитель и мастер спорта, многократный обладатель высшей награды в мире альпинизма «Piolet d'Ore», премии «Золотой ледоруб России», «Хрустальный пик».
BASK также спонсирует многие экспедиции, соревнования и забеги. По словам отца-основателя бренда Владимира Богданова, за всё время существования они поддержали более тысячи подобных мероприятий.
Среди них есть и такие интересные, как «Берингия» – традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках, проводящаяся с 1990 года. За 30 лет это спортивное состязание стало настоящим фестивалем, объединившим в себе спорт, культуру и бизнес.
Снаряжение и одежда BASK побывали на всех восьмитысячниках мира, на обоих полюсах, во всех океанах и в самых удалённых уголках земли.
Причём, всё это сотрудничество с лучшими альпинистами и путешественниками – не разовые акции, а, по заявлениям руководства, часть стратегии и философии компании. Бренд с самого начала осознанно вкладывал прибыль в интересные проекты, связанные с горами, яхтами, полярными путешествиями, соревнованиями и продолжает это делать до сих пор. И, как видим, эти траты работают лучше, чем теле- и интернет реклама. Бренд BASK узнаваем и популярен в среде настоящих аутдорщиков.
В начале и первой половине нулевых BASK стала крупной отечественной компанией с ежегодной многомиллионной долларовой выручкой. У бренда появилась своя собственная розничная сеть из нескольких магазинов под названием «Активный отдых».
Примечательно, что в это время появилась ещё одна довольно известная российская компания по пошиву одежды и снаряжения для outdoor – Sivera. Её основатели Валерий и Елена Фисенко долгое время были подрядчиками BASK, но решили делать свой бизнес и создали новый бренд. Этот шаг внёс разлад в отношения между партнёрами. В компании BASK до сих пор считают, что Sivera во многом скопировала их изделия и технологии.
Так или иначе, но BASK к середине нулевых годов достиг таких оборотов бизнеса, что развиваться и дальше на свои собственные средства стало уже практически невозможно. Встал вопрос о привлечении инвесторов. Для этого братья обратились за помощью к консультантам, и те подобрали подходящий вариант.
В 2007 году в компанию пришли иностранные инвесторы, однако, то, что поначалу казалось победой и прорывом со временем обратилось для бренда большой бедой. Инвесторы стали навязывать свою политику. В итоге, в результате юридических и финансовых махинаций братья Богдановы в начале 2009 года потеряли своё детище – компанию BASK.
С этого времени и до 2015 года на российском outdoor-рынке – уникальный случай – существовало одновременно два бренда BASK с разными логотипами. Дело в том, что братья Богдановы не смирились с потерей и основали новую компанию со своим оранжево-красным с тёмным силуэтом человека логотипом. В неё перешли все сотрудники прежнего BASK. Братья сохранили за собой права на лекала и разработки, но розничная сеть магазинов «Активный отдых» и склад товаров остались у инвесторов.
Это было тяжёлое для компании время. Пришлось фактически всё начинать с нуля. Прежний BASK, которым теперь руководили инвесторы, показал себя нежизнеспособным и недолго просуществовал. Без опыта братьев Богдановых и профессионального коллектива было невозможно наладить качественное производство, удержать позиции компании на сложном российском outdoor-рынке, не говоря уже о росте и развитии. Дела у «инвесторов» пошли быстро плохо, в 2015 году компания была выставлена на продажу. Купили её, как вы догадываетесь, братья Богдановы, и с этого времени BASK снова стал единым.
В настоящий момент бренд, как и раньше, производит первоклассную одежду для альпинизма туризма и активного отдыха на природе. Кроме того, BASK делает тёплые модели для экстремально низких температур. Такие пуховики, штаны и головные уборы пользуются большим спросом не только у аутдорщиков, но и у работников предприятий Крайнего Севера, Якутии, жителей холодных регионов России.
К слову, есть у бренда и обычное городское направление в одежде – BASK city, в котором используются те же технологии пошива, комплектующие и ткани, что и в outdoor-направлении, а также детская линия BASK kids.
Также BASK выполняет заказы от государства и крупных компаний. В тёплой одежде этого бренда были замечены политические деятели и управляющие госкомпаний самого высокого ранга. Не забыл бренд и о производстве туристического снаряжения. По-прежнему выпускаются рюкзаки, палатки, тенты, спальные мешки и аксессуары.
Фильм «BASK. Наука согревать». 2020 год
В то время как многие отечественные outdoor-компании перенесли или изначально поместили своё производство в Китае или странах Юго-Восточной Азии, 95 % всего ассортимента BASK делается в России.
Не менее важно и то, что бренд идёт по пути цифровизации производства, а именно внедряет у себя новейшее оборудование. Ведь с помощью продвинутых компьютерных технологий и высокоточных станков можно практически полностью исключить человеческий фактор, оптимизировать процесс производства и повысить качество изделий. Здесь как раз и пригодился солидный научный бэкграунд братьев-основателей.
В 2018 году BASK при поддержке правительства Москвы запустили принципиально новый производственный цех – так называемую цифровую фабрику высокотехнологичных изделий для outdoor-рынка.
Цифровое производство БАСК
Отрадно и то, что один из основателей компании, Сергей Богданов, не теряет своей связи со спортом, причём со спортом весьма экстремальным и добивается в нём очень высоких достижений. Он уже девять раз проходил полную дистанцию триатлона Ironman, а это, на минуточку, заплыв в открытой воде на 3,8 км, велогонка протяжённостью 180 км и марафонский бег на 42 с лишним километров – все три дисциплины подряд. Сергей дважды отбирался на Чемпионат Мира, проходящий на Гавайях. В 2018 году он занял там пятое место в своей возрастной категории «мужчины 60-64».
Таких результатов, мы уверены, мечтали бы добиться и многие профессиональные спортсмены. На примере Сергея мы видим, что выносливость советского туриста наконец-то обрела своё подтверждение. Пожелаем ему здоровья и новых успехов и перейдём к описанию коллекции BASK, представленной в магазинах «Кант».
Все товары соответствуют самым высоким мировым стандартам, сделаны на совесть, так что компания спокойно даёт трёхлетнюю гарантию на дефекты ткани, фурнитуры и производства. Такой долгий срок гарантии не даёт практически ни один бренд.
Если вы живете в городе, где нет наших магазинов, то это не препятствие для приобретения того, что вам необходимо. Просто, при оформлении покупки через наш Интернет-магазин, обратите внимание, что у нас есть доставка курьерами и транспортными компаниями .
Также можно воспользоваться самовывозом , если вам так удобнее.
При покупке через Интернет у нас возможны различные системы оплаты:
- наличными курьеру
- банковским переводом
- по карте
- с помощью рассрочки
- с помощью подарочного сертификата
У BASK в Москве также есть свой сервисный центр, который занимается ремонтом одежды и снаряжения, и, кроме того, выполняет индивидуальные заказы по пошиву и доработке снаряжения и одежды.
Ну, а, чтобы лучше разобраться в особенностях продукции BASK, приходите в наши магазины и эксперты «Кант» обязательно вам помогут.