Не стоит, наверное, представлять особо нашего эксперта по снаряжению, менеджера «Канта» по направлению outdoor, КМС по альпинизму, инструктора 2-й категории, Валентина Соломенцева.
Большое количество статей, из опубликованных в наших информационных каналах написано или творчески отредактировано этим человеком. Широта знаний и опыт – поразительны. Практически по всем направлениям туризма от Валентина всегда можно получить исчерпывающий совет, который базируется всегда на его личном, походном опыте.
Читайте подробнейшую статью о том, что такое ски-тур, как его правильно употреблять и с чем, чтобы получить максимальное удовольствие от outdoor-гуру «Канта» - Валентина Соломенцева.
Хочу сразу предупредить читателя, что я не спортсмен ски-альпинист с высоким рейтингом - я просто увлеченный любитель зимнего отдыха в горах с опытом. Скитур для меня стал новым открытием зимних гор, принес в мою жизнь море новых эмоций и впечатлений.
В самом начале статьи обозначу свой посыл читателям: ски-туром может заниматься любой любитель приключений, в любом возрасте!
Попутно, я хочу познакомить заинтересовавшихся с разновидностями того, что принято называть одним словом – ски-тур, поделиться опытом своего, личного ски-тура.
Почему своего? Потому, что ски-тур, ски-туринг, ски-альпинизм, бэккантри, ски-фритуринг – совершенно разные форматы зимних активных видов спорта, каждый из которых имеет свои особенности и требует разного подхода к выбору снаряжения и планированию приключений.
Я выбрал свой. Надеюсь, эта статья поможет вам сориентироваться в этой теме и выбрать ски-тур для каждого из вас. Российские регионы все еще недостаточно охвачены горнолыжной индустрией и ски-тур - одна из возможностей оказаться в изумительных районах среди первозданной красоты, в отсутствие толп курортного народа.
В наши пандемические времена ски-тур - максимально безопасный вид активности в зимних горах. Даже, если курорты работают в полностью свободном режиме, как у нас в России, лучше избегать массовых скоплений.
Этот вид спорта зародился в альпийских странах и продолжает оставаться там одним из главных спортивных событий Европы. Например, известная гонка Tour du Rutor (Франция) ежегодно собирает сотни участников среди ски-альпинистов высокого уровня. Tour du Rutor – это маршрут, протяженностью 18,5 км вокруг ледника Rutor с перепадом высот 2 294 м.
Это одно из самых престижных соревнований в ски-альпинизме, которое поддерживается фирмой Millet. Похожие соревнования проводятся в Италии, причем Чемпионат Trophée des Alpes который проводится в Valle d'Аоsta часто решает судьбу Кубка Мира по ски-альпинизму.
Спортивный ски-альпинизм пока не слишком популярен в России, но чемпионаты и соревнования проводятся регулярно.
Ярким представителем этого направления в России является известный гид, мастер спорта по альпинизму, «Снежный Барс», Виталий Лазо.
Один из его проектов, восхождение на самый северный «восьмитысячник» Нанга–Парбат (8 125м) с последующим спуском по Диамирской стене на лыжах остается достижением мировой значимости. Во время восхождения им снят фильм «Фрирайд в зоне смерти», который также получил мировое признание.
"Зона риска Нанга Парбат". Бескислородное восхождение на 8000+ и спуск на лыжах !!! Фильм (2020)
Виталий сотрудничает с «Кантом» в совместном проекте «Кант - Горная территория», проводит мастер-классы по ски-туру в Приэльбрусье, на Камчатке и в Красной Поляне и планирует новый экстремальный ски-альпинизм в Гималаях.
Среди западных альпинистов в подобном классе известен поляк Анджей Баргель своим спуском с К2 (8 611м). Для достижения вершины ни Виталий, ни Анджей не пользовались кислородом. Эти достижения «на грани возможного» способны оценить только спортсмены из элиты мирового альпинизма.
Любители и профессионалы в этом виде ски-тура совершают зимние восхождения для спусков по целине. Восхождения и великолепные продолжительные спуски в «пухляке» требуют от спортсменов не только отличной ОФП, четкой горнолыжной техники, но и хорошей альпинистской подготовки. Это занятие требует хорошего знания природы гор, грамотной оценке риска при выборе пути подъема и спуска, знания лавинной обстановки. С «Кантом» давно сотрудничает замечательная Катя Коровина - фрирайдер, профессиональный альпийский гид с большим опытом, которая является примером для тех, кто хочет прогрессировать в этом направлении.
Этот вид скитура наиболее популярен. Это однодневные или многодневные походы и восхождения в горных районах как у нас в России, так и в альпийских странах. Мне довелось скитурить в изумительных по красоте горных районах России, Италии, Австрии, Германии. Я выбрал свой скитур, который ближе к классическому, но с некоторыми дополнениями.
Мой ски-тур начался с того момента, когда «Кант» дополнил свой портфель новым брендом Dynafit, а я стал продукт-менеджером по этому направлению. К этому времени я, и жена неплохо катались на горных лыжах, а сын выполнил нормы к.м.с. по этому виду спорта. Нам довелось много раз побывать в Приэльбрусье, Домбае, Карпатах во Франции, в Италии и Австрии - в компании таких же любителей горных лыж.
Но ски-тур стал открытием... Сначала для меня, а затем для семьи и всех наших друзей. В 19… (уже не помню каком) году состоялся 1-й Чемпионат России по ски-альпинизму. Я выехал в Хибины от «Канта» с желанием представить ски-альпинистам России бренд Dynafit и заодно принять участие в этом мероприятии.
Это было открытием нового мира в компании сильнейших альпинистов, которые приобщились к новому виду спорта. Потом следующий Чемпионат, новые встречи в Хибинах, новое снаряжение от ведущих мировых производителей, среди которых Dynafit был не из последних.
Я приобрел некоторый опыт в ски-альпинизме и понял две основные вещи, которые в дальнейшем определили «мой» ски-тур:
Преисполненный энтузиазма, я кинулся делиться своим открытием с семьей и друзьями. Друзья-альпинисты, люди осторожные и никто не кинулся продавать горнолыжные комплекты, чтобы перейти на скитур. Я не настаивал, но кататься в Австрию со всей компанией поехал на новых Dynafit Snow Woolf с пиновыми креплениями Dynafit TLT.
Катаясь по подготовленным трассам (и по черным тоже) наравне со всеми я понял, что современные лыжи для скитура не слишком отличаются от горных лыж, но существенно легче, что позволяет свободнее спускаться по не раскатанным участкам. Я начал осторожно уходить за ограждения в поисках не раскатанного снега и потихоньку набираться опыта катания по разнохарактерным «диким» склонам.
Подъемы и катание вне шумной горнолыжной толпы с мешаниной «чайников» и «спортсменов» стали для меня открытием новых ощущений и эмоций, которые отлично совместились с моим опытом в альпинизме. Я получил возможность отдыхать в горах вне индустриальных зон, утыканных железными конструкциями подъемников, но при необходимости пользоваться курортным сервисом в полном объеме.
Мой живой пример увлек в ски-тур и семью и друзей, а случай в австрийском Форальберге окончательно убедил всех их в преимуществах скитура.
Как-то раз, подъехав туда покататься, мы обнаружили на нижней станции подъемника огромную толпу желающих подняться наверх и решили не ждать, а пройти до конца первой очереди на ски-туре. Сказано – сделано, через два часа великолепной прогулки в стороне от склонов мы получили бонус, которым не смогли не воспользоваться – везде, кроме первой очереди можно было кататься, не предъявляя билетов! И уж мы покатались!
Для всей нашей компании открылся новый формат зимних выездов в горы. Мы чередовали походы и восхождения с покатушками на курортных склонах. Мы уже не были привязаны к зонам катания, нас манили однодневные лыжные маршруты в окружении великолепных гор с последующими спусками по нетронутому снегу, где каждый прокладывал первый след.
Мы заново открыли для себя Приэльбрусье и Лаго-Наки, маршруты в национальных парках итальянских Доломитов, Панаведжио, Пале де Сан Мартино, окрестности австрийского Майерхофена, Форальберг, Лех вдалеке от курортных зон.
Параллельно приходило лучшее понимание возможностей снаряжения, формировались новые требования к лыжам, креплениям, одежде. Большая часть людей из нашей компании имела достаточный опыт в альпинизме, поэтому необходимость обеспечения лавинной безопасности не вызывала сомнений, и мы тщательно изучали все, что касалось этой темы. Продолжительный опыт такого ски-туринга позволяет мне дать полезные рекомендации для ски-тура именно в моем формате.
Итак:
Будучи сотрудником «Канта» я ориентировался на ассортимент своей фирмы, и все мои рекомендации будут относиться к знакомому мне ассортименту. Моими первыми лыжами в скитуре были лыжи Dynafit, которые более подходили для ски-альпинизма.
В лыжах для ски-тура более всего ценится малый вес и высокая прочность, их спусковые свойства далеки от идеала и не являются их основным качеством. Но мне хотелось иметь универсальный комплект, и перешел на Fisher Watea. Эти лыжи сочетали относительно небольшой вес и карвинговый шейпинг, который уравнивал их спусковые качества с чисто спусковыми горными лыжами, но талия 80 мм тонула в пухляке.
В 2005 году портфель «Канта» пополнился брендом Elan - и я получил для теста лыжи Elan Himalaya. Эти широкие, упругие, «живые» лыжи превзошли мои ожидания. Они отлично идут по дикому расколбасу, не тонут в пухляке и не слишком тяжелы для восхождения. Эти лыжи выбрал партнер Виталия Лазо - Антон Пуговкин для восхождения и спуска с Нанга-Парбат.
Elan продолжает свою серию для скитура и фрирайда и модель ELAN Ibex 94 является одной из лучших в этой категории.
Сегодня все многообразие лыж для скитуринга можно условно поделить на две категории исходя из «качества работы на подъёме uphill» и «качества работы на спусках downhill». Тем, кому ближе мой формат скитуринга ищут компромиссный вариант. Среди моделей, которые хорошо сочетают оба этих качества, я бы отметил следующие:
А также более «элитные» - DPS Alchemist Wailer 112 RP
Технические характеристики этих моделей легко найти на сайте «Канта».
Вес перечисленных лыж пределах 1,5-1,9 килограмма при средней ростовке. На них комфортно кататься в зоне горнолыжного курорта — по разбитым или подготовленным склонам. Эти лыжи достаточно хорошо всплывают в глубоком снегу и хорошо управляются на фирне, жёстком насте и даже на участках льда. Выбор модели зависит от предпочтений в скитуре и техники катания. Я не рассматриваю в этой статье лыжи с талиями от 115 и выше мм, поскольку они более относятся к чистому фрирайду и применяются для катания в глубоком пухляке. Качество uphill в этих лыжах отсутствует полностью, поскольку вес любой модели из этого класса превышает 2 кг.
Крепления для скитура позволяют жестко фиксировать ботинок на лыже для спуска и обеспечивают необходимый уровень срабатывания при падении. Во время подъема крепления переключаются в режим «ходьба» и освобождают пятку ботинка с возможностью изменения высоты подпятника в зависимости от крутизны подъема. Это позволяет идти наверх, не перегружая голеностоп.
С тех пор как я впервые попробовал крепления Dynafit TLT, изменилось очень многое, но именно стандарт TLT (Tour Lite Tech) остался основой всех современных пиновых креплений, которых отличает, прежде всего, самый малый вес.
Фиксаторами ботинка в этой конструкции являются короткие металлические стержни в головке и пятке креплений, которые при встегивании вставляются в ответные части ботинок.
Обычные горнолыжные ботинки несовместимы с «пиновыми» креплениями.
Пиновые крепления предназначены более для ски-альпинизма, где многое определяет малый вес. Некоторые неудобства при попадания снега в пины и необходимость оперировать руками в снегу при установке ботинка компенсируются малым весом и максимальной длиной шага за счет расположения пинов на передней кромке ботинка.
Рейлинговые крепления отличаются высокой прочностью, удобством установки ботинка одним движением и надежным механизмом срабатывания передней и задней предохранительных головок при падении. Все рейлинговые модели полностью соответствуют принятым стандартам безопасности ISO / DIN. Недостатком всех рейлинговых креплений остается относительно большой вес – к весу крепления добавляется вес специальной платформы, носочного и пяточного фиксатора.
Отрывая пятку своего ботинка от лыжи при движении вверх вы отрываете его вместе со всей платформой, что приводит к дополнительным энергозатратам. Однако, если вы увлеченный горнролыжник и решили попробовать себя в ски-туре, вам идеально подойдут именно рейлинговые крепления. Они совместимы с обычными горнолыжными ботинками и позволяют существенно сэкономить при сборке первого собственного скитур-комплекта. Достаточно приобрести крепления и камус, и не менять пока свои лыжи и ботинки на на специальные для скитуринга.
Да, в обычных ботинках не так удобно ходить, как в скитурных, но универсальность креплений и экономия значительна.
Продвинутым фрирайдерам, которые собираются использовать свой скитур-комплект на высоких скоростях, совершать резкие маневры и глубокие дропы, следует обратить внимание на так называемые «гибридные модели», которые появились в последние годы. В этих моделях производители сохранили преимущества «пиновых» креплений и улучшили качество их срабатывания в случае падений. Среди наиболее известных «гибридных» моделей следующие:
Все крепления совместимы со специальными моделями ски-кошек, которые изготавливаются из легких и жестких алюминиевых сплавов. При опускании ботинка на платформу крепления, кошки глубоко врезаются в снег и надежно стопорят лыжу.
Для движения на лыжах наверх применяется камус - адгезивная лента с коротким направленным ворсом, которая способна удержать лыжника на относительно крутом склоне.
Камус можно приобрести в виде рулона с последующей обрезкой по шейпингу лыжи или сплита. Обычно в комплекте с камусом идет специальный нож и силиконовая пропитка для обработки края. Многие производители лыж для скитура выпускают готовый камус под конкретные модели лыж и сплитбордов. Готовые камусы выпускаются упакованными в чехол и с защитной сеткой. Камусы отличаются составом ворса и способом крепления к скользящей поверхности лыжи.
Существуют камусы из синтетики, натуральной шерсти и миксовые камусы. У каждого из них есть свои особенности, достоинства и недостатки.
Нейлоновые камусы относительно дешевы и отличаются высокой износостойкостью и стойкостью к намоканию, но скользят и держат хуже мохеровых.
Мохеровые камусы отлично скользят и имеют самый малый вес, но намокают быстрее, чем синтетические. Мохеровые камусы менее износостойки, чем синтетические.
Миксовые камусы с комбинированным ворсом из шерсти и нейлона в пропорции 65% мохера и 35% нейлона объединяют лучшие свойства обоих материалов. Миксовые камусы обладают небольшим весом, разумным соотношением цены и качества, долго служат, устойчивы к намоканию. Они достаточно хорошо скользят вперёд и удерживают лыжи от проскальзывания вниз по склону.
Основная часть современных камусов крепится к скользящей поверхности лыжи за счет адгезии клеевого слоя, который обладает рядом уникальных свойств. Клеевой слой работает при температурах от +20 до -30 °C, выдерживает многократное переклеивание и не оставляет следов на скользячке. Даже при интенсивном использовании клеевой слой не теряет своих свойств. После одного-двух сезонов клеевой слой можно обновить. Нужно предварительно очистить поверхность специальным составом, затем нанести новый слой клея и просушить 24 часа в сухом, теплом помещении.
Лучшие образцы камусов выпускают фирмы Pomoca и Colltex, которые используют для создания клеевого слоя адгезивные составы Hot – Melt.
Крепление камуса на нос и задник лыжи осуществляется специальными рамками и крючками, которые в некоторых случаях дополняются резиновыми натяжителями.
Ботинки для скитура имеют спойлер с расширенной подвижностью в режиме ходьбы и фиксаторы для креплений TLT-стандарта на носке.
Все ботинки для ски-тура в «Канте».
Практически все современные скитур-боты имеют посадочные месты под TLT – фиксаторы.
Ботинки для скитура обычно имеют профилированную подошву Vibram с посадочным местом под альпинистские кошки. Это обеспечивает возможность передвижения по скалам и льду во время подъема наверх. Жесткость ботинка можно выбрать под ваш формат катания. В комплекте с ботинками некоторых брендов продаются два язычка разной жесткости для настройки жесткости ботинка в зависимости от формата скитуринга. Для универсального ски-фритура рекомендую модели Scarpa Spirit, Scarpa Freedom RS, Roxa R3/
Длину телескопических палок можно перенастраивать для подъема и спуска эксцентриковым механизмом PowerLock. В сложенном виде телескопы занимают минимум места. Для глубокого, свежего снега нужно установить широкие кольца.
Лучшие модели телескопических палок, на мой взгляд, выпускают фирмы Komperdell и Black Diamond
Модели этих производителей отлично подходят для спусков по трассам и вне трасс. Ручки палок для ски-туринга оборудованы дополнительным перехватом из PU. Основные материалы – тонкостенный алюминиевый сплав 7075 и карбон, наконечник из карбида вольфрама.
Рюкзак - постоянный спутник ски-туриста. Зимний альпинизм, рейсинговый ски-альпинизм, классический ски-туринг, для каждого из этих видов требуется свой рюкзак.
Каждый рюкзак для ски-тура имеет специальное отделение под лавинное оборудование. Кроме лавинного снаряжения, в рюкзаке помещаются вещи, необходимые на маршруте, теплая одежда, термос и т.д.
Рюкзаки для гонок сверхлегкие, небольшого объема с диагональной фиксацией лыж. Рюкзаки для классического ски-тура и фрирайда 30-40 литров, имеют разные варианты фиксации лыж и сплитбордов на фронтальной части.
Все рюкзаки для фрирайда и ски-тура 30-40 L
Очень удобной опцией в таких рюкзаках является прямой доступ к грузу со стороны спинки. Во время остановки или привала при подъеме наверх, можно не снимать с рюкзака лыжи для того, чтобы добраться до нужных вещей.
Рюкзаки для многодневных лыжных походов или для зимнего альпинизма на лыжах имеют объем 50-60 литров и при этом сохраняют малый вес, за счет применения легких материалов/
Эти рюкзаки отличаются расширенной опциональностью. Они имеют множество специальных отделений, для навески альпснаряжения и фиксаторы для веревки под клапаном, обязательно доступ со стороны спинки, шлемодержатель и разгрузочный анатомический пояс.
Ведущей мировой фирмой в производстве рюкзаков для ски-туринга является Deuter. В сезоне зима 2021-2022 фирма представляет полную коллекцию рюкзаков для всех видов скитуринга. При этом каждый вид рюкзака выпускается в двух версиях, специально для мужской и женской анатомии. Это обеспечивает идеальную посадку рюкзака под фигуру и рюкзак как бы становится частью вашего тела, что особенно важно при сложных спусках.
Я застал времена, когда все лавинное снаряжение состояло из примитивных щупов и лопат. На моих глазах возникла индустрия лавинной безопасности, первые образцы биперов.
Предложение от фирм Dynafit и ABS вывело на рынок первые образцы рюкзаков Airbag, причем сам рюкзак был изготовлен фирмой Deuter.
Идея Airbag совершенствовалась вместе с развитием новых технологий и привела к созданию современных вентиляторных систем, где газовый баллон был заменен на турбовентилятор, работающий от батарей электропитания.
Борьба концепций биперов и рюкзаков Airbag привела к победе концепции группового скитуринга и фрирайда с использованием современных мультиантенных биперов, но та и другая технологии сохранили жизнь многим райдерам от новичков - до профессионалов.
Каждый, кто выходит за ограждение трасс должен пройти курс обучения по лавинной безопасности – это MUST!
Каждый скитурист, при выходе на маршрут должен иметь:
Выбор одежды для скитура в огромной степени зависит от сезона, высоты, региональных особенностей и продолжительности. В скитуре особенно важна многослойность одежды.
Мне много раз случалось вполне комфортно подниматься по склону в одном термобелье при температуре -5/6 С, но при этом в моем рюкзаке были уложены куртка Softshell и легкая пуховка. В другой раз, поднимаясь на лыжах от станции «Мир» к скалам Пастухова на Эльбрусе я одел на себя все, что было и еще пуховку сверху, но этого оказалось недостаточно и мы решили прекратить подъем.
Классический набор для скитура любого формата должен включать обязательно:
Синтетическое термобелье подойдет для однодневного радиального выхода. Если предстоит многодневный скитур, лучше выбрать толстое, с флисом. Если предстоит заход в зону выше 3 000 м, запаситесь дополнительным комплектом белья из Polartec 100.
В моем ски-туре лучшим выбором стала плотная куртка из материала Softshell, который выполняет роль утеплителя и ветрозащиты при этом отлично вентилируется.
В качестве второго слоя можно использовать куртку из Polartec, который хорошо сохраняет тепло, но не держит ветер и поэтому нуждается в дополнительной ветрозащите.
Для ски-тура также выпускаются брюки из Softshell, которые во многих случаях отлично работают в комплекте с термобельем, но брюки-самосбросы с Gore-Tex должны быть в комплекте ски-туриста.
Если есть риск попасть в непогоду, нужно иметь в вашем комплекте надежную «шкуру» с мембраной Gore-Tex.
Дополнительный слой - всегда пуховая куртка или куртка с хорошим синтетическим утеплителем, типа Primaloft
Нужно иметь две пары перчаток, одну легкую для подъема, вторую утепленную, которая пригодится в непогоду и на спуске
Шапка должна быть плотной, желательно с полоской Softshell или флиса, которая защитит от ветра.
При сильном ветре и морозе нужно использовать бандану, которой можно прикрыть уши нос и рот.
В зависимости от формата ски-тура нужно выбрать и шлем. Это может быть легкий горнолыжный шлем или альпинистская каска на теплую шапку.
Я надеюсь, что моя небольшая статья про ски-тур расширит ваши представления об этом виде зимнего отдыха в горах для начинающих. Встретимся на вершинах, чтобы вместе проложить первый след по нетронутой снежной белизне!
Все снаряжение для ски-тура в «Канте»
У «Канта» теперь есть свой официальный Телеграм-канал и мы восстановили работу нашего Twitter. Подписывайтесь!