Фрирайд – больше, чем просто спорт, это ощущение безграничной свободы. Поэтому лыжники и сноубордисты все чаще выезжают на «дикие» склоны, где нет никаких ограничений кроме индивидуального уровня катания.
Фрирайд – занятие не для слабонервных. Однако это очень увлекательный и захватывающий вид активного отдыха, требующий определённого уровня мастерства. Спуск на лыжах или сноуборде по снежной целине и естественному горному рельефу сильно отличается от катания по укатанным и подготовленным трассам горнолыжных курортов. Фрирайд намного сложнее и рискованнее, ведь приходится иметь дело с целиной, суровыми погодными условиями и разными видами опасностей, поджидающими в горах. Для катания в «зоне фрирайда» необходимы хорошая техника и готовность ко множеству горных опасностей, таких как вероятность схода лавин. Владея навыками, соблюдая определенные правила и имея грамотно подобранное защитное снаряжение можно катать относительно безопасно.
Существуют разные виды и типы фрирайда. Самые увлекательные, дарящие массу впечатлений и адреналина – это бэккантри, хели-ски и сноукэтинг. В первом случае вы совершаете восхождение на одну из горных вершин и спускаетесь вниз, рассекая снежные просторы среди величественных гор, преодолевая крутые снежные склоны и скальные пояса, прыгая со скальных уступов, спускаясь по узким кулуарам и лесным зонам с препятствиями в виде бугров и бревен. Во время хели-ски и сноукэтинга заброска на вершину происходит на вертолете или вездеходном транспорте. Все эти виды фрирайда требуют хорошей катальной техники, а бэккантри – еще и наличия определенного альпинистского опыта. И соответственно, необходимо иметь более обширный набор снаряжения и экипировки, соответствующий условиям рельефа и погоды.
Однако в настоящее время на многих горнолыжных курортах, поднявшись на подъемнике, можно получить доступ к многочисленным внетрассовым маршрутам, что является одной из многих причин, по которым число любителей фрирайда неуклонно растет.
В этом обзоре мы рассмотрим комплект защитной одежды для комфортного катания, а также необходимый минимум снаряжения для лайтового выхода в «зону фрирайда» и расширенные наборы экипировки для бэккантри, сноукэтинга и хели-ски, которые помогут вам минимизировать риски «диких» склонов.
Сделаем мы это в виде удобного чек-листа. Страницу со статьей можно поставить в закладки (Ctrl + D) и периодически к ней возвращаться перед планированием путешествия.
То, что должно быть всегда вне зависимости от типа фрирйда – будь то «лайтовый» выход в зону внетрассового катания или же бэккантри по неосвоенным горным просторам.
Все или отдельные пункты из списка альпинистского снаряжения могут понадобиться не только для восхождения на вершину, но и в любом фрирайд-катании, где предстоит преодоление участков со сложным горным рельефом или пересечение закрытых ледников с риском провалиться в трещину. Например, если вы решили отправиться рассекать обширные снежные поля ледника Чипер-Азау в районе Эльбруса.
Индивидуальный «must have» из этого списка включает обвязку, корделет, 2-3 карабина, а также кошки, если на маршруте предполагаются ледники. Групповое снаряжение – 2-3 ледобура и 20-30 метров основной динамической веревки для того, чтобы обеспечить страховку на технических участках. Остальное снаряжение берется в зависимости от условий маршрута.
Корделет – это универсальная вспомогательная веревка, которую можно использовать в качестве станционной петли или для вязки носилок, с ее помощью можно обвязаться если нет страховочной обвязки. А в особо критических ситуациях, связав насколько усов вместе, использовать, чтобы вытащить кого-то из небольшой трещины или ранклюфта, ведь в горах не всегда можно рассчитать и предусмотреть все возможные ситуации, и часто приходится импровизировать. Но все же лучше не доводить ситуацию до экстремальной, и брать с собой 20-30 метров основной динамической веревки. Например, веревка TENDON Master 9,4 продается не бухтой, а по метражу. Основная веревка может понадобиться не только для того, чтобы вытащить кого-то из трещины, но и, например, для дюльфера, если на пути попался непреодолимый на лыжах или сноуборде участок скал.
Не зависимо от типа фрирайда, который вы планируете катать, и погодных условий, необходимо упаковать себя в комплект «дышащей», потоотводящей, ветро- и влагозащитной одежды. На удаленных от горнолыжных курортов «диких» склонах – это продиктовано не просто возможностью комфортно кататься, но порой и необходимостью для выживания. Не приспособленная для экстремальных условий одежда, может стать причиной переохлаждения и обморожений, и даже привести к смерти.
Самое важное требование к внешнему слою – он должен быть полностью водонепроницаемым и защищать от снега и ветра во время спуска по склонам на высокой скорости, обладать водонепроницаемыми и паропроницаемыми «дышащими» свойствами. Кроме того, его задача в том, чтобы помочь сохранить тепло, которое обеспечивают два других слоя – базовый и утепляющий. Другими словами, в качественном защитном комплекте из куртки и брюк должно быть комфортно, когда «жарит» сильное и активное солнце, и достаточно тепло в случае, если погода неожиданно испортится. Особенность конструкции лыжных курток в том, что они имеют достаточно карманов на молнии для размещения в них телефона, карты трасс, бальзама для губ, энергетического питания и других мелочей.
На рынке лыжной одежды много производителей, выпускающих разные модели. Существуют защитные куртки и брюки только из одного слоя мембранной ткани, другие – с утепляющей изоляцией. Выбирайте наиболее подходящий вариант исходя из особенностей вашей терморегуляции тела и условий, в которых катаете, помня, что всегда можно добавлять разные утепляющие слои.
Вся верхняя горнолыжная и сноубордическая одежда из мембранных материалов в «Канте»
При выборе защитной горнолыжной одежды для фрирайда стоит отдать предпочтение моделям со встроенным пассивным датчиком RECCO®.
Система RECCO® состоит из двух частей:
Если вас не найдут при помощи бипера, то, возможно, впоследствии смогут обнаружить благодаря RECCO. Шансы быть найденным живым только с помощью RECCO® стремятся к нулю, так как даже при наличии специальной станции на ближайшем курорте, к тому моменту, когда она будет задействована, пройдет уже много времени. Но при удачном стечении обстоятельств эти шансы могут повыситься. Например, при попадании в лавину вблизи от спасательных служб и если повезло, избежав травм, оказаться в кармане между скал, деревьев или камней, где под толщей снега останется ниша с воздушным пространством для дыхания, или если удалось активировать систему ABS.
Лавины – это самая серьезная опасность, подстерегающая фрирайдеров, поэтому старайтесь использовать весь арсенал имеющихся в настоящее время технологических средств, которые могут хотя бы на один процент увеличить шанс выжить.
Но помните, что RECCO® – лишь дополнительная опция, она не заменяет активные лавинные приемо-передатчики, которые должны быть в базовом наборе фрирайд-снаряжения.
Если вы катете в теплую погоду, то верхний комплект можно надевать прямо на базовый слой, к которому относится термобелье с длинным рукавом, плотно прилегающее к телу.
Для фрирайда стоит выбирать модели белья средней толщины из синтетического волокна или с добавлением шерсти мериноса. Способность шерсти сохранять тепло делает ее незаменимой для холодных условий. Но основная цель базового слоя – отводить влагу, с чем лучше всего справляется синтетическое волокно из полипропилена (PP), полиэстера (PES, Coolmax), полиамида (PA). Хлопок в данном случае не годится, так как он впитывает пот, поэтому при намокании становится холодным. Следовательно, тело начнет быстрее остывать.
В случае холодной погоды, понадобятся дополнительные утепляющие слои одежды – флисовые брюки и джемпер и/или легкая куртка-«утепляшка».
Цель этих слоев – согреться, поэтому их количество зависит от вашей активности и окружающей температуры. Снизу при наличии тёплого термобелье, средний слой можно пропустить, так как ноги активно работают на склоне и не нуждаются в усиленном тепле. Сверху во время катания обычно достаточно одного слоя – куртка из флиса или легкий пуховик. Предпочтительнее выбирать фисовую куртку на молнии, которую можно в любой момент расстегнуть, чтобы остыть.
Легкая «утепляшка» с пуховым или синтетическим наполнителем может использоваться в качестве основного среднего слоя поверх базового или, если очень холодно, в качестве второго среднего слоя поверх флиса. Выбор утепляющего комплекта должен основываться на наиболее вероятных погодных условиях во время фрирайда, но в любом случае «утепляшку» желательно всегда иметь в рюкзаке, особенно отправляясь в длительное бэккантрийное «приключение». Обычно они упаковываются в собственный карман, поэтому занимают очень мало места в рюкзаке.
Никому не понравится катать в мокрых и холодных перчатках и отмораживать себе пальцы. Вот почему необходимы хорошие «катальные» перчатки, чтобы держать руки в тепле и сухости, а также запасная пара более теплых перчаток или рукавиц в рюкзаке.
Все горнолыжные и сноубордические перчатки в «Канте»
Предпочтительнее носить одну пару толстых носков, а не надевать их друг на друга. Таким образом, меньше шансов получить образование комочков внутри ботинок, которые не только вызывают болезненные ощущения в течение дня, но и могут негативно повлиять на технику катания на лыжах или сноуборде. Кроме того, для фрирайда, как и для остального горнолыжного спорта или сноуборда, используются длинные модели носков-гетр, чтобы они выступали над ботинком, предотвращая натирание голени.
Все горнолыжные и сноубордические носки в «Канте»
Шапочка и/или баффы, согреют шею и лицо в холодные дни и защитят от ветра. Для фрирайда более всего подойдут модели двойных баффов, в которых тубус состоит из двух половин: одна из тонкого трикотажа, а другая – из толстого флиса.
Все спортивные шапки в «Канте»
В отличие от катания на горных лыжах или сноуборде по подготовленным трассам с подъемниками и кафешками, для фрирайда помимо экипировки, которая на вас, требуется еще и снаряжение, которое необходимо взять с собой в рюкзаке. Объем и конструкция рюкзака напрямую зависят от количества экипировки. В случае бэккантри, рюкзак должен быть оснащен креплениями для лыж и ледоруба.
Когда речь идет о катании по «диким» склонам, безопасность является наивысшим приоритетом, так как ее несоблюдение в горах может иметь серьезные и порой печальные последствия.
Лавинный датчик, лопату и зонд принято считать основным триптихом любого фрирайдера. После 15 минут нахождения в лавине, шансы на выживание резко снижаются, поэтому данное базовое оборудование имеет решающее значение.
Принцип прост: при ношении под одеждой лавинный датчик всегда должен быть включен и находиться в режиме передатчика, чтобы засыпанного снегом лыжника смогли найти другие райдеры, которые переключат свое снаряжение в режим приемника. Независимо от марки или модели, все лавинные трансиверы взаимодействуют друг с другом посредством сигналов на частоте 457 кГц. Хотя они могут быть простыми в использовании, необходимо практиковаться перед каждым фрирайд-трипом. Паника во время ЧП может стоить решающих секунд, поэтому вы должны уметь действовать на автомате.
У бипера PIEPS DSP Prо есть еще одна полезная функция инклинометр – измерение с помощью трансивера угла наклона снежного склона, другими словами, его крутизны, для определения потенциальной лавинопасности. Функция включается нажатием кнопки Scan и работает в режиме передачи.
Когда с помощью бипера определен радиус местонахождения человека, начинается зондирование. Желательно, чтобы зонд был толстым и жестким, и не сгибался, проходя сквозь слои снега.
Снежная лопата – решающий этап спасения из-под лавины. Чтобы избежать попадания в зону, которая может содержать воздушный карман в районе лица пострадавшего, необходимо сместиться на 50 см вниз от точки, где зонд наткнулся на тело, и начать копать оттуда. Что касается лопаты, выбирайте жесткую металлическую модель. Желание облегчить вес впоследствии может сказаться на прочности инструмента, ведь лавины из мокрого снега зачастую сразу же после остановки спрессовываются как бетон. Лопаты профессиональных брендов имеют режущую кромку, чтобы более эффективно и быстро работать с таким спрессовавшимся снегом.
Помимо лавинного датчика, зонда и лопаты, минимизировать риски можно с помощью лавинной подушки безопасности (ABS), которая все чаще и чаще, дополняет основное трио фрирайдера. ABS увеличивает шансы на выживание, сводя к минимуму вероятность удушья при захоронении под толщей снега.
Хорошо экипироваться – значит иметь не только все аварийное оборудование на случай схода лавины, но и свести к минимуму риск получения травм. Многие до сих пор выходят в «зону фрирайда» без защиты от ударов при падении. Но следует помнить, что это рискованный вид спорта. Несчастные случаи могут произойти тогда, когда вы их меньше всего ожидаете – от безобидных падений до опасных для жизни травм головы и спины. Отправляясь на «дикие» склоны, рекомендуется всегда надевать как минимум шлем, который не только защищает от травм, но и согревает. Он должен идеально сидеть на голове, но не быть слишком тугим. Надев шлем, покачайте головой – если чувствуете значительный сдвиг, значит, модель вам не подходит.
Не лишним также будет позаботится и о защите спины, чтобы минимизировать травмы позвоночника.
Когда дело доходит до лыжных очков для фрирайда, качество линз и угол обзора имеют решающее значение. Следует учитывать такие факторы, как восприятие глубины, определение цвета и утомляемость глаз. И, конечно же, оправа должна подходить по размеру.
Для плохой видимости и тумана лучше всего подходят светлые линзы, для яркого солнца – линзы категории 4. Есть очки со сменными линзами, другие – фотохромные, которые подстраиваются под различные условия освещения.
Горы полны опасностей, часто незаметных. Важно понимать, что мы занимаемся этими экстремальными видами спорта в отдаленных районах, вдали от цивилизации, в дикой нетронутой природе, а значит по определению неконтролируемой. Поэтому в целях безопасности, необходимо всегда иметь с собой номера телефонов местных служб экстренной помощи, которые лучше всего знают местность. А для того, чтобы спасатели в случае аварии могли быстрее прибыть на место происшествия, вы должны хорошо ориентироваться в том районе, куда отправляетесь фрирайдить, чтобы в любой момент определить свое местоположение, и что еще лучше – с GPS-координатами.