Кто, как не профессиональный гид и опытный фрирайдер с многолетним стажем может квалифицированно ответить: зачем нужен рюкзак при фрирайдном катании? Что в него положить? Как лучше использовать? Зачем вот так сделаны карманы и зачем вот так – лямки? Почему рюкзаки сшиты именно из вот таких тканей и зачем нужен свисток на грудной стяжке?
Люди, которые постоянно работают в горах, постоянно используют специфическое снаряжение на практике, лучше всего знают ответы на эти вопросы. Многократно проверяя каждую деталь, каждую особенность рюкзаков, именно горные гиды являются уникальным источником самой ценной информации, ибо от ее объективности зависит безопасность тех, с кем они работают, да и сама жизнь – как клиентов, так и самих гидов.
Разбор важных деталей новой коллекции супер-популярных рюкзаков Deuter Freeride и Deuter Rise, читайте в статье Екатерины Коровиной – горного гида-аспирантки Российской Ассоциации Горных Гидов, альпинистки и фрирайдера, нашего друга и амбассадора Deuter - человека, досконально знающего все тонкости правильного поведения во время катания по диким склонам и правильного подбора снаряжения.
Фрирайд, скитур, бэккантри катаем исключительно с рюкзаком и никак иначе!
Это простое, но очень важное правило. Зарубите себе на носу!
Ниже объясню, почему я позволяю себе столь безапелляционное заявление. И дело тут, конечно, не сколько в рюкзаке, а в том, что в него надо положить и возить с собой в обязательном порядке.
Фрирайд, скитур, бэккантри – это экстремальные outdoor-занятия, которые практикуются вне подготовленных трасс, в стороне от какой-либо оперативной помощи. Очень важно понимать, что, катая фрирайд или ходя скитур, мы имеем дело с дикой природой, со стихией, с естественным рельефом. Следовательно, мы однозначно подвергаем себя целому ряду рисков, которые сведены к минимуму на территории курорта, но с которыми мы скорее всего столкнемся за его пределами. Вне подготовленных трасс мы рискуем попасть в лавину, в метель, неудачно упасть, сбиться с пути, получить травму и тому подобное. И в таком случае нам придется рассчитывать только на свои силы, на то, что находится непосредственно с нами, на то, что мы взяли с собой в приключения. По крайней мере в первые часы.
Итак, вне подготовленных трасс рюкзак нам необходим в первую очередь для того, чтобы взять с собой оборудование, которое должно помочь справиться с чрезвычайной ситуацией, в первые часы ее наступления и без посторонней помощи.
Как я уже написала выше и подчеркну еще раз: наипервейший риск при катании вне трасс – попасть в лавину. Поэтому в первую очередь нам необходимо лавинное оборудование, которое, понятное дело, в карманы не положишь: бипер (лавинный датчик), щуп, лопата – обязательный минимум, без чего нельзя выходить на дикий склон. И если бипер мы носим непосредственно на теле, то щуп и лопату мы возим в рюкзаке. Поэтому в рюкзаках для фрирайда и скитура всегда есть специальное отделение, куда должен быть быстрый доступ (ибо каждая секунда на счету), для лопаты и щупа. Специальное отделение, чтобы эти два предмета лежали строго отдельно, не спутывались с другими вещами и могли быть извлечены из рюкзака мгновенно.
Напомню, что по статистике у попавшего в лавину человека, если он не получил травмы, несовместимые с жизнь и все еще жив, есть не более 15 минут, чтобы быть найденным и откопанным. Понятно, что за эти короткие минуты ни одни спасатели прибыть не успеют. Спасти попавшего в лавину могут только те, кто находятся непосредственно рядом и только если у них есть при себе лавинное снаряжение. Поэтому катаем вне трасс только с лавинным снаряжением: бипер, щуп, лопата.
Катание на лыжах и сноуборде – занятия небезопасные, возможно получить травму при падении или при попадании в лавину. Поэтому для оказания первой помощи совершенно необходимо иметь при себе аптечку, хотя бы минимальную, содержащую в первую очередь перевязочные материалы для обработки ран и фиксации сломанной конечности, а также грелки, спасательное оделяло и т.п.
Небольшой ремнабор также совершенно необходим - как минимум мультитул с несколькими вариантами отверток, немного скотча, пластиковые хомутики, стяжки… Только представьте себе, что посреди огромного дикого склона у вас разболталось крепление или сломалась палка, а спускаться до населенного пункта еще очень далеко…
Также, учитывая, что погода в горах может меняться быстро и что в ходе физически активного дня люди начинают уставать, а значит и больше мерзнуть, необходимо иметь с собой запасные варежки/перчатки и дополнительную теплую одежду (флиску, жилетку, пуховку). Также очень желательно иметь с собой запасную маску на случай снегопада, запотевания или падения лицом в снег.
Совершенно обязательно иметь с собой средства связи и ориентирования. Как минимум смартфон с GPS-навигацией и забитыми контактами спасателей. Однако далеко не везде в горах есть связь. Кроме этого, смартфоны на холоде имеют обыкновение быстро разряжаться. Поэтому нужно дополнительно иметь с собой power bank и очень желательно нормальный GPS- навигатор и рацию. Ну и еще фонарик с запасными батарейками не помешает. При катании в холодных условиях, в лесной зоне, также желательно взять с собой набор для разжигания костра: заправленная зажигалка, бумага в гермоупаковке.
Отправляясь кататься на целый день, мы также всегда берем с собой питье (желательно теплое, а значит - термос) и, хотя бы минимальный перекус: шоколадки, энергетические гели или батончики, бутерброды.
Ко всему прочему добавляются мелочи типа крема от солнца, денег и документов, ключей от дома, GoPro и прочего…
Ну а если ваше фрирайд-мероприятие выходит за рамки обычного катания вблизи курорта, если планируются спуски с веревкой, передвижение по ледникам, скитур и тому подобное, то ваш арсенал сразу же пополняется камусами, лыжными или альпинистскими «кошками», веревкой, страховочной системой, комплектом карабинов и прочими альпинистскими атрибутами. Про многодневные вылазки я здесь уже писать не буду, ибо это отдельная и обширная тема.
Но и это еще не все. Катание вне трасс все же подразумевает, что мы хотим кататься там, где нет следов. А не раскатанный снег найти не так-то просто. Часто за ним приходится куда-то идти и даже лезть. И даже скитурное оборудование не всегда решает. Бывает, что нужно прикрепить снаряд на рюкзак и топать пешком, например, вверх по слишком крутому склону или по узкому кулуару, или по каменистому гребню, а то и вовсе по льду в кошках…
Практически ни от чего отказаться из вышеперечисленного списка невозможно – от наличия того или иного элемента снаряжения зависит не только ваш комфорт, но, в первую очередь – безопасность, а то и жизнь.
Ну и как тут обойтись без рюкзака? Никак! Без удобного, прочного, хорошо организованного рюкзака (есть такое) фрирайд становится более, а не менее опасным. Для фрирайдера – рюкзак точно такая же необходимая часть снаряжения, как лыжи или сноуборд.
Для того, чтобы гарантировано и удобно разложить все необходимое. Чтобы не обшаривать все окрестности объема в поисках какой-то мелочи. Чтобы не вытаскивать лавинную лопату из-под вороха запасных вещей. Чтобы не «возить воздух», имея бОльший объем рюкзака, чем необходимо.
Возможность не только положить внутрь все необходимое, но и закрепить снаряжение или одежду на внешней навеске. Причем, возможность крепить что-то на рюкзак снаружи – довольно важная опция даже для моделей, спроектированных для самого простого, базового, околокурортного варианта фрирайда, а для рюкзаков, заточенных под серьезное бэккантри, это просто must have.
Представьте себе весенний скитур по жаркому солнцу. Захотелось быстро снять куртку и куда-то ее сунуть. Куда? Конечно же - под боковые стяжки. А большую бухту веревки, 50м, куда? Внутри займет почти все место. Ее тоже нужно навешивать поверх рюкзака и фиксировать боковыми стяжками.
В шлеме идти жарко - и его тоже можно закрепить снаружи. Для этого на рюкзаках может быть предусмотрена система специальной фиксации - она выглядит как сеточка, которая крепится к рюкзаку за маленькие петельки и надежно фиксирует шлем снаружи.
Для того, чтобы надежно закрепить вещи на внешней навеске она должна быть правильно организована: петли, стяжки, ремни, клапаны – столько, сколько необходимо, так, чтобы снаряжение можно было бы быстро крепить к рюкзаку и быстро снимать его, да и еще, чтобы во время катания или сильного ветра, при передвижении по рельефу оно бы не отцепилось от рюкзака и не болталось, норовя ударить вас по голове или ногам.
Катаетесь по лесу? Вы точно будете задевать рюкзаком о ветки и стволы деревьев. Передвигаетесь в альпинистском стиле в скальном поясе? Вы точно будете «шкуродерить» рюкзаком о скалы. Что уж говорить о том, что все эти ледорубы, телескопические палки, кошки, лопаты, щупы и т.д. сделаны отнюдь не из белого, пушистого меха, а из острого металла. Т.е., основная ткань рюкзака должна выдерживать много и часто механические «издевательства» - как снаружи, так и внутри.
В то же время, основная ткань не должна быть «чугунной», т.к. вес рюкзака имеет значение, особенно, если вы часто и долго ходите пешком на ски-туре или поднимаетесь вверх в альпийском стиле.
Вы падаете, в снег, снег падает сверху, а иногда и в дождь приходится попадать, льющий на нижних станциях канатных дорог – все это, естественно, не должно приводить к тому, чтобы влага попадала внутрь рюкзака, чтобы ваши вещи и снаряжение промокало. Вам и так приключений достаточно, зачем вам еще лужи внутри вашего рюкзака?!
Соответственно, в рюкзаках для фрирайда и скитура предусмотрено использование специальных деталей, противодействующих промоканию: водостойкие молнии, плотные ткани с водоотталкивающими пропитками, специальные планки, дублирующие молнии изнутри, особый крой рюкзака, перекрывающий возможности влаге попадать внутрь.
Важная деталь, которая в современных моделях для фрирайда уже стала опцией по умолчанию – наличие систем гидрации, когда специальная фляжка, сделанная из мягкого пищевого полиэтилена, располагается внутри рюкзака – в специальном отделении, от нее выводится трубка с питьевым механизмом на лямку. Это очень удобное решение, т.к. позволяет, во-первых, взять с собой много питья, которое нужно, особенно при катании в теплую погоду или большом объеме «хождения». Во-вторых, пить, не снимая рюкзак и не вынимая из него фляжку очень удобно – не потеряете равновесия в сложных условиях на крутом склоне.
Во время катания вы активно двигаетесь и, чтобы рюкзак у вас не болтался по спине в нем предусмотрены специальные подпружиненные стяжки, которые компенсируют движение.
Как видите, к рюкзаку для бэккантри предъявляется сразу много разных требований: специальное отделение для лавинного снаряжения, достаточный объем для всего необходимого, возможность закрепления снаряжения, ледорубов и прочих вещей снаружи рюкзака, прочность, влагостойкость, пояс и грудная стяжка для надежной фиксации самого рюкзака на теле райдера. Обычный первый попавшийся рюкзак явно со всеми этими задачами не справится так хорошо, как рюкзак специально для этого сконструированный.
Согласны? А теперь, как говорится – нюансы.
Далее сделаю обзор моделей рюкзаков для фрирайда и ски-тура на примере моего любимого бренда Deuter.
Сразу подчеркну, что в целом новая линейка Deuter для фрирайда сезона 2020 - 2021 сильно отличается от всего, что было у этого бренда ранее. Фактически – это НОВЫЕ рюкзаки, с изобилием новых технологий и новыми оригинальными решениями всех вопросов, касающихся удобства фрирайдера.
Особо хочется выделить изобилие ярких цветов в коллекции, новые тонкие, но очень прочные, износостойкие и влагостойкие ткани, модный дизайн, ощутимо малый вес, минималистичный, но продуманный функционал, прогрессивные фишки в конструкции – все это характеризует новые модели рюкзаков.
Старыми остались только названия моделей: Freerider и Rise - для удобства пользователей, которые уже привыкли к этим именам рюкзаков Deuter.
Классическая серия моделей для фрирайда в коллекции Deuter. Выпускается уже много лет, каждый год компания вносит изменения в конструкцию и дизайн.
Как и всегда, модель с пометкой Lite - для любителей минимализма и ценителей малого веса и небольшого объема. У этого рюкзака всего одно отделение, которое вмещает в себя все необходимое.
Внутри основного отсека, для удобного расположения и быстрого извлечения лавинного снаряжения имеются специальные карманы для лопаты и щупа. Также, там есть карман на молнии – для документов, кошелка, телефона. Снаружи рюкзака есть небольшой отсек на косой молнии для мокрых вещей.
Для фиксации инструмента или палок – есть спрятанная петелька. Пояс с небольшим карманом на молнии, куда можно положить разную мелочевку - есть, а вот боковых стяжек у модели нет.
Основное отделение широко раскрывается, благодаря молнии, которая доходит практически до самого низа боковин рюкзака. Основная молния – влагозащищенная.
У этой модели точно также, как и у Freerider-ов с бОльшим объемом есть регулируемая по высоте грудная стяжка (со свистком в пряжке, как у всех рюкзаков Deuter для бэккантри), карман для очков и маски, петелька для очков на лямке, петельки для держателя шлема, совместимость с гидросистемой. Навесное снаряжение крепится к рюкзаку специальными съемными стропами новой конструкции.
Прочная ткань - 100D PA с плетением Ripstop и водоотталкивающим, наружным покрытием.
Главное достоинство данной модели – малый вес: 820 и 840 гр для объемов 18SL и 20L соответственно.
Рюкзак особенно хорош для начинающих фрирайдеров, которым нет необходимости брать с собой много снаряжения, которые катаются в группе с опытным гидом, в непосредственной близости от организованных трасс и кому скорее всего не понадобятся такое снаряжение, как веревка, «кошки» и т.п. Модель отлично подойдет для однодневных приключений.
Настоящая «классика». По сравнению с прошлым годом объем, благодаря изменению конструкции клапана в верхней части, увеличился с 26 до 30L.
30L объема для мужчин и 28L (с пометкой SL) – для женщин. Вес – 1000 гр и 980 гр соответственно. Модель имеет все необходимое и в то же время ничего лишнего.
Специальный, отделенный от основного объема, быстродоступный отсек для лавинного снаряжения с карманами для всего необходимого: щупа, лопаты, аптечки.
Благодаря специальным стяжкам новой формы (которые можно снимать и прятать в карман, при отсутствии необходимости) на Freerider 30 L есть возможность крепить лыжи тремя различными способами: по бокам, фронтально и по диагонали.
Сноуборд, естественно, только фронтально. Карман для очков и маски сверху. На поясе карман для мелочей (очень удобно класть туда гигиеническую помаду для губ, солнцезащитный крем, конфкетки и т.п.) и петля для карабинов. Грудная стяжка присутствует. На ней есть петля для часов или GPS-навигатора. А также на плечевой лямке появилась очень милая деталь (которая теперь есть у всех рюкзаков для фрирайда) - петелька, чтобы вешать солнцезащитные очки. Рюкзак совместим с гидросистемой. Есть возможность крепить ледоруб, палки, шлемодержатель. Есть функция, которую я особо ценю - быстрый вход со спины. Это супер- удобно, когда рюкзак загружен с внешней стороны по-максимуму: не нужно отстегивать лыжи или сноуборд, не нужно снимать веревку, не нужно вынимать все по порядку, чтобы достать вещь. Молния по периметру спины рюкзака дает быстрый доступ ко всему содержимому из основного отделения.
В целом модель стала существенно легче своих предшественников за счет более легкой ткани и оригинальной фурнитуры. Например, стяжки для крепления сноуборда или лыж стали тоньше, пряжки стяжек сделаны из прочного алюминия и крепятся небольшими крючочками за петли на самом рюкзаке. Если они не используются, их можно снять и убрать в карман. Изменился и крепеж для ледоруба. Теперь, как и у всех флагманских моделей, инструмент фиксируется аккуратной металлической «стрекозой» с фиксатором.
Для сравнения предыдущие версии Freerider выпускались в меньших объемах (26 и 24 SL), но весили при этом больше. Например, старая версия женского Freeride при объеме в 24L весила 1.2 кг…
Основной объем позволяет легко разместить, большой набор того, что вам может пригодиться в серьезном приключении: запасная пуховка, варежки, очки, термос, еда, ремнабор и т.п.
Рюкзак подойдет для опытных райдеров, которые имеют достаточный опыт катания в горах и во фрирайд-приключениях и понимают – что именно им необходимо от снаряжения.
Прочная ткань - 330D PA Ripstop, 210D PA с плетением Ripstop и водоотталкивающим внешним покрытием.
Анатомическая спинка и пояс – мягко и надежно фиксируют рюкзак относительно тела райдера.
Топовая модель для тех, кто хочет все по-максимуму, все самое лучшее и планирует серьезный фрирайд с элементами альпинизма. Рюкзак – рабочая лошадка для профессиональных гидов, очень опытных фрирайдеров, для технически сложных маршрутов.
Модель максимально оснащенная всем необходимым и даже чуть больше. Традиционно выпускается в бОльших объемах, нежели, чем «гражданские» Freerider.
Эта модель, по сравнению с прошлым годом, изменилась больше всех. К мужской и к женской версиям (объемами 34+L и 32+L SL) прибавилось по 10 дополнительных литров объема за счет модифицированной верхней части рюкзака. Теперь для получения дополнительного объема верхний клапан раскрывается особым способом (благодаря новой, круговой молнии), и вы получаете в распоряжение «горло» рюкзака, в виде клапана из прочной и непромокаемой ткани, который закрывается на гермо-закрутку.
Да, теперь основное отделение имеет вертикальный вход. Также под клапаном спрятана стяжка для фиксации веревки, или для дополнительного утягивания рюкзака, как у моделей для альпинизма. Эта стяжка съемная, как и стяжки, предназначенные для крепления лыж, сноубордов, снегоступов (или иного оборудования) снаружи рюкзака.
Боковые стяжки, конечно, присутствуют. Появилось небольшое отделение на фронтальной части, для мокрых вещей, например, для камуса.
Точно также, как и у модели меньшего объема, в Pro есть весь необходимый набор особенностей: основной объем позволяет легко разместить большой набор того, что вам может пригодиться в серьезном приключении: запасная пуховка, варежки, очки, термос, еда, ремнабор и т.п.
Карман для очков и маски сверху. На поясе карман для мелочей и петля для карабинов. Грудная стяжка с возможностью изменить ее высоту. На стяжке есть петля для часов или GPS-навигатора. А также на плечевой лямке есть петелька, чтобы вешать очки. Рюкзак совместим с гидросистемой. Возможность крепить ледоруб, палки, шлемодержатель.
Специальный, отделенный от основного отделения, быстродоступный отсек для лавинного снаряжения с карманами для всего необходимого: щупа, лопаты, аптечки.
В наследство от предыдущих поколений новой Pro досталась молния для входа со спины, которая уже давно была отличительной фишкой именно этой модели. Как я уже писала выше, это однозначно хорошая штука, которая, однако, теперь есть и у обычного Freeride.
Freerider Pro весит чуть больше модели Freerider, что вполне соответствует его размеру: 1260 и 1280 гр для женской и мужской версий соответственно.
Для сравнения предыдущие модели выпускались в объемах 28SL и 30.
Прочная ткань - 400D PA Ripstop Coat, 330D PA с плетением Ripstop и водоотталкивающим внутренним покрытием в виде тонкой пленки.
Анатомическая спинка и пояс – мягко и надежно фиксируют рюкзак относительно тела райдера.
Видео про особенности конструкции рюкзака Deuter Freerider Pro –
Несколько особняком стоят мои любимые модели с названием Rise, предназначенные в первую очередь для скитура, но подходящие, естественно, и для классического фрирайда, и даже для альпинизма.
В целом эти рюкзаки отличаются от линейки Freerider бОльшими объемами и регулируемыми клапанами, что сразу говорит об их предназначении вмещать в себя больше полезностей – для более сложных активностей, чем можно сделать с моделями Freeride.
Deuter Rise – специализированная модель для бэккантри и скитура, в том числе и многодневного. Но мне она настолько удобна и функциональна, что я работаю с рюкзаком этой модели и на альпинистских восхождениях.
Deuter Rise, как в прочем и почти все специализированные рюкзаки Deuter, существует в трех версиях для мужчин и для женщин: 34L+ и 32L+ SL, 28L и 26L SL и совсем облегченная версия – 28L и 26L.
Основное, ключевое отличие Rise от серии Freeride в том, что Freeride ориентирован больше на катание и короткие альпинистские «подвиги», а Rise сбалансирован по функционалу на 50%- катание, 50% - скитур и альпинистские спуски-подъемы. В Rise гораздо больше возможностей взять с собой в приключения дополнительного снаряжения. Именно для того, чтобы фрирайдеру было его удобно переносить, у Rise другая форма система подвески – Alpine Back System, которая рассчитана на переноску бОльшего количества грузов.
Rise внешне уже намного больше похож на рюкзаки для туризма и альпинизма. Рюкзак загружается сверху и закрывается регулируемым клапаном. Имеет отделение для быстрого доступа к лавинному снаряжению на молнии во фронтальной части.
Есть и вход на молнии со спины – функция, которую я лично очень ценю и часто ею пользуюсь. К рюкзаку так же прилагаются съемные стяжки для фронтальной фиксации снарядов или снегоступов, но классический вариант крепления лыж все же по бокам рюкзака, для чего внизу по бокам рюкзака есть широкие нерегулируемые стрэпы. Мне такой способ ношения лыж нравится больше всего. Советую дополнительно стягивать наверху концы лыж эластичным стрэпом для большей жесткости конструкции. А с внешней стороны рюкзака, используя съемные стяжки можно закрепить еще кучу всего нужного: палатку, веревку, палки, даже гермомешок с дополнительными вещами. Помимо этого, на рюкзаке можно зафиксировать целых два ледовых инструмента и шлем.
На поясе рюкзака с одной стороны кармашек для мелочей (у меня там всегда лежит гигиеническая помада, крем от солнца в мини упаковке, носовые платки и конфетки), с другой – петля для карабинов. Кроме этого, 2 кармана есть в клапане и 2 открытых кармана по бокам.
Внутри со стороны спины есть карман/отделение для гидратора. А также оттуда можно извлечь небольшой пенный коврик, который служит для усиления спины, но может выполнить и функцию сидушки.
Облегченная версия Rise. Концепция и назначение точно такое же, как и в более объемных версиях, Lite имеет ряд отличий, приводящих в итоге к более малому весу. Во-первых, это более скромные объемы: 28 и 26SL, которые весят 1180 и1160гр, соответственно. Ради снижения веса пришлось пожертвовать входом со спины и съемной сидушкой. Карманы по бокам карманы отсутствуют, а съемные стрэпы для лыж – совсем тонкие, нет петли для карабинов на поясе.
В остальном Райз Лайт ничем не уступает своим старшим собратьям. Очень удачная модель для легкого, однодневного скитура для любителей.
Модель на сайте «Канта»:
«Женские» версии Rise Lite:
Deuter Rise 34+ на сайте «Канта»:
«Женские» версии Rise 32+:
Под занавес обзора хочу упомянуть факт, который часто ускользает при чисто техническом описании моделей снаряжения: рюкзаки Deuter Freeride и Rise необыкновенно красивы – сочные, яркие цвета, отличные цветовые комбинации основных тканей и фурнитуры – все это сразу же бросается в глаза и говорит о том, что производитель позаботился о том, чтобы его снаряжение радовало не только продуманным функционалом, но и привлекательным внешним видом.
Приближается зима, в некоторых регионах России уже выпал снег, достаточный для катания. Пройдет совсем немного времени и тысячи любителей фрирайда поедут в горы. Единственное, что я хочу им пожелать: думайте на три хода вперед, всегда используйте правильное и подобранное снаряжение, катайтесь по диким склонам в группе, тренируйте свои навыки, связанные с вопросами безопасности. И самое главное – получайте удовольствие!
Увидимся на склонах!