Выбор первого горного велосипеда стоит начать со знакомства с терминологией, так как диапазон использования MTB велосипедов сейчас достаточно широк. Горные велосипеды, иначе – маунтинбайки, превосходят все остальные виды велосипедов своей универсальностью – на них можно ездить и по городу, и за городом, по грунтовым или лесным дорогам. Широкий диапазон резины – от узких и накатистых сликов и полусликов до цепкой грязевой и зимней шипованной – позволяет получить необходимое сцепление с поверхностью и накат на любом покрытии.
Тем не менее основное назначение настоящего горного велосипеда – это уверенное передвижение по пересечённой местности с ямами и ухабами, преодоление маршрутов с крутыми уклонами, это такие стили езды, как кросс-кантри, трейл, эндуро, фрирайд, олл-маунтин и даунхилл.
Готовы сразу перейти к покупкам?
Выбор горного велосипеда по стилю катания:
Если вам нужен неприхотливый «парковый» MTB для воскресных покатушек за городом, езды по грунтовкам с небольшими лужицами и легкого кросс-кантри, то в конце статьи есть несколько советов по подбору простого и бюджетного маунтинбайка.
А для начала давайте посмотрим, как купить свой первый горный велосипед для более-менее серьёзного катания по любому бездорожью и трейлам, который на долгие годы станет надёжным и верным напарником, и который не придется менять через пару лет по причине того, что уровень обвеса перестал соответствовать технике катания, или вы убили его чересчур агрессивной ездой.
Начнём с самого важного.
Основа любого велосипеда – это рама. Существует четыре вида материалов, из которых она изготавливается:
В современных MTB мы её даже не рассматриваем. Прочная, но тяжёлая и подвержена коррозии. Если только вы не Шварценеггер, и не хотите использовать свой байк для того, чтобы периодически качать мускулы, вкручивая в горку или таская его на себе в тех местах маршрута, где не сможете проехать.
Велосипеды со стальной рамой чаще всего относятся к бюджетным моделям.
Все велосипеды со стальной рамой в «Канте».
Самые лёгкие рамы, прочные, долговечные, но и очень дорогие. Велосипед на карбоновой раме покупают либо профессиональные спортсмены, либо те, у кого достаточно средств. Карбоновую раму для первого велосипеда можно рассматривать только, если вы не стеснены в средствах либо на 100% уверены в правильности подбора геометрии и размера.
Все велосипеды с карбоновой рамой в «Канте».
Мега-надёжный и долговечный, по весу близок к алюминию, но, в отличие от алюминия, существенно более дорогой в части сварки рамы. Если при сложном производстве титановой рамы соблюдены все технологии, то она прослужит не одному поколению велосипедистов, а сломать её сможет разве что человек с очень большим весом и при очень агрессивной езде. Титановые рамы на велосипедах готовой сборки встречаются редко, так как по стоимости зачастую превышают карбоновые.
Наиболее распространённый материал, из которого изготовлены рамы в большинстве массовых моделей MTB. Различные алюминиевые сплавы (7005, 7075, 6060, 6063 и проч.) и технологии изготовления труб переменного сечения позволяют производителям добиться хороших показателей прочности и минимизации веса. Именно эти рамы оптимально рассматривать для своего первого горного велосипеда.
Все велосипеды с алюминиевой рамой в «Канте».
Качественная рама MTB должна быть легкой и прочной. Что еще важно? Геометрия и размер. Правильно подобранный размер сделает посадку оптимальной, уменьшит нагрузку на суставы и мышцы, позволит избежать травм при резких остановках и соскоках. А геометрия рамы влияет на такие качества велосипеда, как маневренность и устойчивость, способность «проглатывать» неровности покрытия и легко отрабатывать корпусом крупные препятствия. Все это в целом сказывается в итоге как на динамике, скорости прохождения трассы, так и на удовлетворении от катания. Также следует учитывать, что при езде по бездорожью у байков с низко расположенной кареткой существует вероятность задевания педалями больших камней и кочек.
Это лишь один пример влияния геометрии рамы. Если в перспективе вас интересуют экстремальные стили катания – трейл, эндуро, олл-маунтин и пр., то перед покупкой первого горного велосипеда стоит более внимательно изучить следующие параметры:
Очень важно правильно подобрать именно раму, так как весь остальной обвес со временем можно заменять на более продвинутый.
Если вам пришла в голову идея отправиться в более или менее длительную поездку на велосипеде, то первое, с чем вы столкнетесь – как правильно перевозить груз, который вам необходимо взять с собой? В подробной статье даем советы – как лучше решить этот вопрос?.
Можно воспользоваться стандартной таблицей
Ваш рост (см) | Размер рамы (дюймы) | Размер рамы (см) | Размер рамы (буквенный индекс) |
---|---|---|---|
130-145 | 13" | 33 | XS |
135-155 | 14" | 35.6 | XS |
145-160 | 15" | 38.1 | S |
150-165 | 16" | 40.6 | S |
156-170 | 17" | 43.2 | M |
167-178 | 18" | 45.7 | M |
172-180 | 19" | 48.3 | L |
178-185 | 20" | 50.8 | L |
180-190 | 21" | 53.3 | XL |
185-195 | 22" | 55.9 | XL |
190-200 | 23" | 58.4 | XXL |
195-210 | 24" | 61 | XXL |
Как видим, эта таблица неоднозначна, много пересекающихся размеров. Для более точного определения размера стоит измерить длину ноги с внутренней части бедра.
Встаньте босиком ровно спиной к стене и измерьте расстояние в сантиметрах от пола до промежности. Полученную цифру в сантиметрах надо умножить на 0,57 и затем разделить на 2,54. Результат – это и есть размер вашей рамы в дюймах. Если на сайте указан размер рамы в виде буквенного индекса, то воспользуйтесь вышеприведённой таблицей.
Помимо размера рамы необходимо сразу определиться с диаметром колёс. В дальнейшем вы сможете делать апгрейд всему оборудованию, но размеры рамы и колёс останутся базовыми. Выбор колёс зависит от ваших задач и предпочтений.
Обеспечивают максимальную плавность хода по небольшим неровностям покрытия за счет меньшего угла наезда, а значит улучшают накат, на них легко подобрать резину для любых задач. Однако при прочих равных условиях они слегка тяжелее в динамике, чем другие размеры.
Все горные велосипеды в «Канте» с колесами 29”.
С таких колёс начинался маунтинбайк, это «классика жанра». Они обладают максимальной динамикой и маневренностью, но, надо признать, что это, по сути – “уходящая натура”, в новых коллекциях мировых производителей велосипедов их практически нет. Однако 26-дюймовые колеса гармонично смотрятся на велосипедах малых размеров (в рамах для людей ростом менее 170 см более крупные колёса заставляют производителя изгибать подседельную трубу и применять прочие хитрости).
Все горные велосипеды в «Канте» с колесами 26”.
27,5” – этот стандарт появился позже остальных и сочетает в себе свойства 29” и 26”. Возможно, для многих – та самая «золотая середина». Накат лучше, чем у 26”, динамика лучше, чем у 29”. Несмотря на «молодость» стандарта, уже существует хороший выбор резины.
Все горные велосипеды в «Канте» с колесами 27,5”.
Что в приоритете – решать вам, но имейте в виду, на небольшой рост выбор 29” моделей довольно ограничен.
Несколько подробных статей, которые вам помогут разобраться в велоодежде:
В городских велосипедах наличие специфической «женской» рамы исторически сложилось, потому что дамам приходилось ездить в длинных юбках. Так что если вам нужен велосипед для воскресных покатушек в парке и поездок по городу, то, возможно, будет достаточно ситибайка, например – Welt Grace 7 с минимальным набором передач, на котором можно и в парке, и за городом крутить педали.
В линейке MTB также существуют велосипеды с женской геометрией рамы, в основном в фитнес-моделях для паркового и не экстремального катания.
Производители выделяют «женские» серии специальной раскраской, нежными сочетаниями цветов и элементами декора.
Однако если вам нужен серьезный байк для сложных горных трейлов, то нет необходимости в «женской» раме, достаточно правильно подобрать ее размер и геометрию из унисекс моделей.
Кстати!
Одна из форм катания на горных велосипедах - длительные велопрогулки. Если вы любите кататься на дальние расстояния, то вам не обойтись без такого важного снаряжения, как «велорюкзаки» и «велоаксессуары».
Разобраться, какие именно рюкзаки вам подойдут и какие аксессуары создадут необходимый уровень комфорта, можно прочитав наши полезные статьи:
Если рама является телом велосипеда, то трансмиссия – это мотор, от неё зависит, насколько легко можно будет добиться высокого каденса на уклонах любой крутизны, при встречном ветре, езде по грязи, песку, глине и мелкой гальке, а также – хватит ли диапазона для быстрой езды вниз по хорошему покрытию.
Возьмём определение велосипеда – это «транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека». Трансмиссия – это система, которая передает велосипеду вашу мускульную силу, чтобы привести его в движение. В нее входят:
Существуют разные формулы трансмиссии:
Долгое время оставались самым распространенным вариантом трансмиссии на горных велосипедах и до сих пор популярны, так как наиболее бюджетны.
Все больше вытесняют тройники, так как обладают более оптимальным распределением передаточных чисел. И если 2х11 всё ещё остаётся дорогой, то 2х10 уже почти сравнялась в цене с классикой 3х9.
Достоинством 1x трансмиссия является полное отсутствие переднего переключателя (и, соответственно, одной манетки и троса), так как у нее всего одна звезда спереди. Это даёт полную свободу и интуитивность в выборе передачи. Также ведущая звезда 1x трансмиссии обладает переменным профилем зубьев, которые надёжно удерживают цепь на любых неровностях и практически исключают соскок цепи даже в самых жёстких условиях. Но есть и обратная сторона медали. Для обеспечения приемлемого диапазона и шага передач количество звёзд кассеты на таких трансмиссиях не меньше 11, а желательно 12. Это приводит к общему удорожанию трансмиссии и особенно расходных материалов, таких как цепь и кассета, поэтому сложно рекомендовать её для первого маунтинбайка.
Понятно, что катание на велосипеде предполагает правильный выбор велосипедов при покупке.
У нас есть несколько статей, которые помогут вам в этом вопросе:
Существует несколько типов тормозных систем, но современные модели горных велосипедов чаще всего укомплектованы дисковыми механическими или дисковыми гидравлическими тормозами. Среди них в приоритете гидравлика, которая более эффективна и надежна, лучше тормозит в мокрую погоду и при езде по грязи и лужам. Хотя, если вы ищете бюджетный MTB, чтобы ездить по простым дорогам, то механики вполне достаточно даже при катании в ливень. При этом стоит учесть, что:
В случае с гидравликой всё проще. О настройке тормозов можно забыть до тех пор, пока не потребуется замена колодок из-за их полного износа или прокачка гидравлической системы. Прокачка выполняется в мастерской с помощью соответствующего оборудования. Для тех, кто не разбирается в технике и не готов вникать, где и что нужно подкручивать на велосипеде, гидравлические тормоза – единственный выбор.
В чем минусы гидравлики? Невозможность починить самостоятельно в полевых условиях в случае поломки. Теоретически поломки могут быть любые, вплоть до протечки масла или тормозной жидкости в проблемных тормозах, однако на практике с гидравликой критические поломки случаются куда реже, чем с механикой.
Байки с механическими дисковыми тормозами поставляются сейчас только с трансмиссией любительского уровня, которая не предназначена для тяжелых условий катания.
Если вам нужен байк с оборудованием уровнем выше, то на нём в любом случае будут стоять гидравлические тормоза. Перед тем, как отправиться в очередную автономку, желательно проверить их. Первый признак, указывающий на то, что тормозная система требует прокачки – когда ручка тормоза «проваливается», то есть в полностью зажатом положении почти касается грипсы.
Все велосипеды в «Канте» с дисковыми гидравлическими тормозами:.
Безопасность – это не только защита вашего велосипеда от кражи, но и правильное использование других необходимых аксессуаров – специальных велошлемов и солнцезащитных очков.
Очки защищают глаза от яркого солнечного, электрического или другого света, от набегающего воздушного потока и от твёрдых мелких предметов в воздухе: насекомых, летающих семян некоторых растений, песка, пыли, снежинок и тому подобного.
Пользуясь хорошими спортивными очками, вы существенно повышаете безопасность и надёжность движения на велосипеде.
Велошлем фактически стал стандартом при катании на велосипеде и показателем ответственности велосипедиста о своем здоровье. Шлем защищает от черепно-мозговых травм и точечных ударов при падениях и столкновениях (ДТП). Как правило, современные велошлемы имеют регулировку по объёму головы и регулировку длины ремешков, застёгивающихся под подбородком. Вес шлема обычно составляет 250 – 350 граммов, то есть он весьма лёгкий. Правильно подобранный и отрегулированный шлем велосипедист почти не чувствует на голове.
При выборе шлема померьте несколько разных моделей, чтобы сидел на вашей голове удобно.
Хороший горный байк должен иметь тормозную систему, как минимум среднего класса с регулировкой досягаемости ручки тормоза или более высокого уровня – с дополнительной регулировкой свободного хода и точки контакта колодок.
Регулировка досягаемости (положения ручки) позволяет уменьшить или увеличить расстояние от ручки тормоза до грипсы руля под длинные или короткие пальцы.
Регулировка свободного хода влияет на величину хода ручки до момента начала торможения. Некоторые велосипедисты предпочитают длинный ход, в то время как другие – короткий.
Также стоит упомянуть модуляцию. Это характер зависимости усилия торможения от усилия, прикладываемого к рычагу тормоза. Система с хорошей модуляцией при лёгком нажатии на рычаг передает тормозам небольшую мощность, а по мере увеличения усилилия на ручке тормоза плавно наращивает мощность торможения.
Тормозная система с плохой модуляцией может при незначительном изменении давления на рычаг многократно увеличить мощность торможения, что приведёт к полной остановке велосипеда, заносу заднего колеса или блокировке переднего с последующим полётом через руль или потере управления. Как правило тормозные системы на горных велосипедах прогулочного уровня обладают низкой модуляцией.
На MTB любительского и среднего спортивного класса сейчас чаще всего устанавливают простую гидравлику, такую как Shimano MT200 и MT400, имеющую только регулировку досягаемости ручки с помощью шестигранника. Более продвинутые тормозные системы профессионального уровня, такие как Shimano XTR Trail M9020, имеют регулировку досягаемости и свободного хода ручки, но такими системами оснащаются дорогие и продвинутые байки, покупка которых вряд ли оправдана в качестве первого горного велосипеда.
Также можно иметь в виду размеры ротора (тормозного диска) как показатель тормозного усилия (помните, что больше роторы = больше усилие торможения). Часто передний ротор устанавливают большего размера, чем задний, это немного уравнивает требуемое усилие на ручках переднего и заднего тормоза, т.к. заднее колесо обладает меньшим сцеплением с покрытием во время интенсивного торможения.
Еще больше подробной информации о велосипедных тормозах - в специальной статье.
Составляющие детали трансмиссии и тормозной системы изготавливаются из разных материалов и по разным технологиям. Соответственно, они отличаются такими качествами, как:
Чем ниже уровень оборудования, тем тяжелее велосипед, тем быстрее выйдут из строя трансмиссия и тормоза, тем хуже будет амортизация вилки и менее комфортным – переключение скоростей, и тем чаще вам придётся заниматься настройкой и устранением неисправностей. По уровню оборудования его разделяют на:
Кстати, у нас есть специальная статья про то, как правильно выбрать модель велосипедного замка.
Бывают готовые наборы – групсеты. Но зачастую в обвесе байка комбинируют комплектующие разных линеек, добиваясь наиболее эффективного соотношения цена-качество. Долгое время на всех велосипедах ведущих брендов устанавливались комплектующих трансмиссии и тормозной системы двух ведущих производителей: Shimano и SRAM. Однако из-за двухлетней пандемии коронавируса к середине лета 2020 на мировом рынке образовался дефицит компонентов Shimano, который продолжается до сих пор. Разумеется, многие компоненты резко подорожали из-за дефицита, а также усложнившейся логистики и удорожания транспортных расходов.
Как результат, на многих моделях велосипедов теперь устанавливают оборудование бренда MicroShift, который постепенно начинает составлять серьезную конкуренцию Shimano и SRAM.
Для того, чтобы правильно разобраться в том – какие именно велоинструменты вам необходимы, сделали для вас подробную статью по этой теме.
И, наконец, еще одна важная часть комплектации горного велосипеда – амортизационная передняя вилка. Она бывает трех основных типов:
Пружинно-эластомерные мы не берём в расчёт, так они абсолютно не подходят не только для трейлов, но даже для агрессивной езды по грунтовкам и грейдерным дорогам, так как это вилки с очень условной амортизацией. Катать по грунтовкам с ними можно, по городским паркам, но это почти не будет отличаться от езды с ригидной жёсткой вилкой, при высокой скорости руки будут напрягаться и уставать, а веса велосипеду эта вилка добавит значительно. Поэтому выбирать стоит между воздушно-масляной и пружинно-масляной.
Рабочий ход вилки для горного велосипеда (не экстремальных дисциплин) обычно лежит в пределах 100-120 мм, и она должна иметь соответствующие настройки:
Функциями локаут и прелоад оснащаются большинство современных вилок, даже пружинно-эластомерные. Другой вопрос, насколько эффективно в реальности они работают. Хорошая вилка также должна быть оснащена функцией регулировки отскока, которая используется для настройки под разные виды покрытия и характер езды. На асфальте желательно закручивать отскок, чтобы вас не начало раскачивать, а на грунтах ослаблять.
Что в итоге выбрать, если вы покупаете свой первый горный велосипед для того, чтобы попробовать катать на нем по несложным трейлам, и хотите приобрести простую и бюджетную модель?
Надежные и привлекательные по соотношению цена-качество модели MTB можно найти в линейке велосипедов Welt с оборудованием любительского и полупрофессионального уровня.
Например, оптимальным выбором для езды не только по асфальту и грунтовкам, но и по бездорожью будет Welt Rubicon 2.0.
Чтобы узнать больше о велосипедах Welt читайте в статье: «Полный обзор велосипедов Welt 2022. Все подробности. И даже больше!».
В заключение хочется сказать, что на выбор велосипеда влияет много субъективных факторов. К тому же не существует единых мнений, какое оборудование лучше, даже среди профессиональных велосипедистов. А в линейке бюджетных моделей, зачастую, вообще не заметна разница. Поэтому руководствуйтесь в первую очередь тем, какой велосипед вам больше приглянулся, и при взгляде на который вы чувствуете, что это ваш байк. Тогда он и катиться будет легко и быстро, и переключаться всё будет идеально, и поездка станет доставлять удовольствие.
Кстати!
При покупке велосипеда (любого) в «Канте» мы соберем и отрегулируем его вам совершенно бесплатно. Первое техническое обслуживание будет также бесплатным. Если вы покупаете велосипед online и цена его будет больше 10 000 рублей, то мы и доставим вам велосипед бесплатно.
Все горные велосипеды в «Канте».
Мы очень рекомендуем покупать одежду, обувь, снаряжение, аксессуары в магазинах «Кант» после личного визита и консультаций с нашими профессиональными продавцами. Однако, если вы уверены, что модель на 100% подойдет вам, то тогда наш Интернет-магазин – к вашим услугам.
При покупке через Интернет у нас возможны различные системы оплаты:
- наличными курьеру
- банковским переводом
- по карте
- с помощью рассрочки
- с помощью подарочного сертификата
Все подробности по разным формам оплаты
Если у вас совсем нет времени на визиты в offline-магазины, то мы можем доставить вам купленную одежду прямо в руки: курьером или транспортной компанией. Мы также организуем доставку юридическим лицам.
Все подробности о доставке купленных товаров
У нас также есть самовывоз из ближайшего к вам магазина, если вам так удобнее.
При покупке можно применить накопленные или приветственные бонусы на первую покупку. Для этого необходимо зарегистрироваться в новой бонусной программе «Канта» и получить приветственные бонусные рубли на свой счет только за регистрацию.