Готовы сразу перейти к покупкам?
Самокат — это один из самых популярных видов транспорта, который используется как в городе, так и за его чертой. Множество различных вариантов и огромный выбор в магазине «Кант» могут ввести в ступор. Для того, чтобы вам проще было ориентироваться в многообразии, мы подготовили для вас подробный гайд по выбору самокатов.
Содержание
История самокатов уходит в далекую древность. Есть некоторые сведения, что еще до нашей эры ими пользовались египтяне, о чем свидетельствуют изображения на фресках. Правда, это лишь теории, так как по другим версиям, на фресках все же разновидность колесницы. Но совершенно очевидно, что на гравюрах XIX века изображены джентльмены, катающиеся на самокатах.
По мнению части экспертов, первым изобретателем самостоятельно катящегося устройства стал в конце XVIII в. немецкий мастер каретного дела Михаэль Касслер, который приделал два колеса к доске, на которой можно было стоять. В конструкции Михаэля отсутствовал руль, поэтому часть историков оспаривает то, что ее можно называть самокатом, и приписывает его создание лесничему из Германии Карлу фон Дрезу, который в 1817 г. изобрел прототип велосипеда, но без педалей. Конструкция фон Дреза состояла из двух колес, дощечки между ними и руля, соединенного с передним колесом.
Джентльмены садились поверх рамы и передвигались, отталкиваясь ногами от мостовой. Эти устройства получили название — дрезина, — по фамилии изобретателя, и приобрели огромную популярность практически по всему миру. На них катались в Америке, во Франции, в Великобритании, Германии. В России дрезину назвали «самокат», во Франции ее именовали «velocipede», а в Англии — «dandy horse». В разных странах конструкцию дополняли различными модификациями, например, в Германии стали ставить на деку сидение.
В 1839 году шотландец по фамилии Макмиллан приделал к раме педали. Так родился первый велосипед, который долгое время в некоторых странах продолжали называть самокатом, потому что он отчасти катился сам.
Первоначальная идея Михаэля Касслера в дальнейшем претерпела изменения — к дощечке с колесами добавился руль, как на дрезине. Швейцарский банкир Вим Оботер сделал первый складной самокат, после чего устройство стало еще более популярным, так как давало возможность быстро передвигаться по городу, а после прибытия к месту назначения компактно складывалось и убиралось в чехол.
В начале XX века, в 1915 г., в Америке впервые установили на самокате электрический двигатель.
Классическая конструкция достаточно проста. Она состоит из деки и двух колес. Переднее колесо соединено с подвижной рулевой стойкой. Заднее колесо имеет жёсткую фиксацию с доской и оснащено тормозом.
Рама, соединяющая деку с рулем и колесами, изготавливается из разных материалов:
Дека — это продольная планка, на которой стоит человек во время движения.
Поверхность у любой деки покрыта накладкой из резины или наждачки для обеспечения надёжного сцепления подошвы обуви с поверхностью деки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить необходимую безопасность в процессе движения.
Дека бывает разной длины. Чем она короче, тем маневреннее самокат, и тем проще передвигаться на нём в толпе, по узким улицам и дорожкам с крутыми виражами. При этом большая длина деки определяет стабильность на скорости и большую устойчивость. Самокаты с совсем короткими деками предпочтительнее для опытных пользователей, тогда как для новичков комфортнее окажетсясредняя длина деки.
Конструкция самоката бывает:
Большинство современных моделей имеют складной механизм, расположенный между рулем и декой, который позволяет сложить самокат перед тем, как зайти в магазин или спуститься в метро.
Изредка встречается вариант, когда складывается только руль. Такой самокат в сложенном виде менее компактен, его нельзя поставить на деку и придется класть на бок. Но есть одно преимущество — меньше вероятность испачкать руки в процессе складывания, так как не придется браться за колеса и деку.
Руль самоката в большинстве моделей регулируется, позволяя оптимально настроить высоту под рост конкретного человека. Система регулировки может быть:
Точная регулировка более надёжная: в отличие от системы с крепежным болтом, такая система обеспечивает плотную и качественную фиксацию без люфтов и избыточного движения составных частей.
Ширина руля отличается в зависимости от модели: широкие рули используются как правило на трюковых самокатах, а узкие на универсальных и городских.
У средней деки ведущая нога, стоящая на самокате, располагается всей ступней на доске, упираясь носком в основание рамы или складной механизм. Толчковая нога, приставляемая во время самостоятельного движения самоката к пятке опорной ноги, должна поместиться на доске примерно на 1/3 стопы. То есть пальцы стопы находятся на доске, а пятка подвисает над тормозом, расположенным над задним колесом. На укороченной деке помещается только одна нога, вторая прижимается к ней и находится над задним колесом. Длинная дека — когда вторая нога может поместиться на ней половиной ступни или полностью. На самокате с очень длинной декой взрослый человек может встать вместе с ребенком. Длинные деки, на которых можно стоять двумя ногами, как правило, у электросамокатов. Такие самокаты приводятся в движение электроприводом, а значит функция задней ноги как толчковой отпадает. Именно поэтому электросамокаты подразумевают длинную деку, которая позволяет полностью поместить обе стопы.
Второй важный параметр — высота расположения деки над землей. Чем она больше, тем проще преодолевать бордюры и неровности, но при этом повышается нагрузка на опорную ногу из-за необходимости глубокого приседания при толчке.
Размер колёс влияет на разгон и на манёвренность: большие колёса определяют большую стабильность на скорости, требуют больших усилий при разгоне. Мелкие колёса быстрее достигают своей максимальной скорости, которая при этом меньше. Такие колёса вместе с короткой декой определяют высокую манёвренность самоката. Диапазон диаметров передних колёс самокатов 110-210 мм, а задних — 80-200 мм. При этом заднее колесо почти всегда меньше переднего. На заднем колесе, а иногда и на обоих, может стоять амортизатор, который гасит вибрацию при езде по неровному покрытию: плохому асфальту, брусчатке или тротуарной плитке. Но наличие амортизаторов снижает скорость передвижения.
Колёса самокатов также отличаются по типу материала:
На скоростные характеристики самоката влияет и класс точности подшипников. В колесах самоката используются те же подшипники, что и у роликовых коньков. Они классифицируются по системе ABEC: 3, 5, 7, 9, 11. Чем больше номер, тем выше скорость вращения колеса, но быстрее износ подшипника, что приводит к его расшатыванию и засорению.
Тормоз у самоката, как и у велосипеда, может быть ручной и ножной. Если у велосипедов ножной тормоз встречается редко, то на самокатах ножной тормоз более распространён, чем ручной. Он расположен на заднем колесе и зажимается пяткой толчковой ноги.
Ручной тормоз соединяется с ручкой на руле и может располагаться как на заднем, так и на переднем колесе. Ручные тормоза бывают дисковые и колодочные. Колодочные ручные тормоза работают по принципу ножного: это колодка, которая располагается между крылом и колесом и прижимается с помощью ручного привода. Дисковые тормоза работают аналогично велосипедным дисковым тормозам: на колесе расположен диск, при торможении колодки зажимают диск и торможение происходит практически молниеносно.
Городские модели оснащены небольшой подножкой. Это позволяет поставить ваше средство передвижения, если нужно где-то остановиться.
В качестве дополнительных аксессуаров на самокате могут быть звонок, фонарь, наплечный ремень, лампочки подсветки колес и деки, а на электросамокатах — акселератор для контроля скорости, ЖК-дисплей с информацией о скорости, пройденном расстоянии и заряде аккумулятора.
Конструкция состоит из одного заднего колеса, снабжённого ножным тормозом, и двух передних, совмещенных с рулевой колонкой. На кикборде проще удерживать равновесие, им можно управлять не только рулем, но и нажимом ноги, как на скейте. Из минусов — больше радиус поворота, что лишает возможности делать крутые развороты и уменьшает манёвренность на узких улицах. Поэтому кикборды, как правило, используются для маленьких детей, хотя бывают и подростково-взрослые модели.
Выбор в первую очередь зависит от целей и условий, в которых вы планируете его использовать: заниматься фристайлом или ездить на работу, кататься по ровному асфальту или по брусчатке и грунтовке. Другой важный параметр — это допустимая нагрузка. Как правило, у большинства подростково-взрослых моделей максимальная нагрузка — 100 кг, особо прочные модели выдерживают до 120-150 кг. Для детских самокатов стандартная допустимая масса — 50 кг.
По назначению самокаты делятся на три основных типа:
Как правило, относительно компактные, часто имеют складной механизм и более узкий по сравнению с трюковым самокатом руль — 30-35 см. Самое распространённое сочетание материалов — это стальная дека и алюминиевая стойка руля. Широкие колеса для более комфортной езды по брусчатке и тротуарной плитке. Некоторые модели укомплектованы резиновыми или надувными колесами, которые обеспечивают ещё более выраженную амортизацию и уменьшают тряску на неровном покрытии.
Это очень лёгкие самокаты, предназначенные для выполнения трюков. Трюковые самокаты чуть тяжелее, но всё равно легче городских. Колёса на трюковых самокатах меньшего размера, не более 100-125 мм. Здесь важна манёвренность, возможность выполнения сложных трюков и поворотов, а не амортизация. Зато руль, наоборот, шире, чем у городского — 50-55 см. Спортивные модели очень лаконичны и минималистичны. У них цельная рама, нет амортизаторов и лишних деталей, потому что высокая нагрузка требует повышенной прочности.
Рассчитаны для езды по пересечённой местности и грунтовым дорогам, для спусков по трассам с трамплинами. Эти модели имеют широкие надувные колеса с мощным протектором и цельную усиленную раму с нерегулируемым рулем. Отличаются хорошей проходимостью, однако требуют немалых усилий для движения.
Французская компания, основанная в 2014 году группой экспертов с внушительным стажем в области самокатного производства. Фокус компании сосредоточен на производстве детских моделей. Именно поэтому основной инновационной запатентованной разработкой Globber является кнопка блокировки руля и поворота передних колес, благодаря которой ребенку проще осваивать новый навык. Руль можно зафиксировать до тех пор, пока ребенок не научится кататься, и разблокировать после того, как он овладеет основными азами. Среди достижений компании Globber первый складной кикборд.
Самокаты Globber оснащены задним тормозом и надёжным фиксированным креплением механизма регулировки высоты рулевой стойки.
Взрослая линейка городских моделей небольшая. Но и тут компания смогла сделать шаг вперёд. Выпустив первые самокаты с оригинальной системой поршневого складного механизма, разработанной компанией Kleefer, позволяющей сложить самокат буквально за секунду с помощью нажатия носком на специальную кнопку. Эта модель называется One K.
В дальнейшем Globber запатентовала собственную систему механизма моментального складывания. Вместо ножной кнопки теперь используется специальный зажим на рулевой стойке, который нужно лишь поднять и потянуть вниз, чтобы самокат сложился или перешёл в режим, когда его можно катить за собой, а не нести в руках.
Первая городская серия с новой системой моментального складывания: Globber ONE NL 205 и Globber ONE NL 230. Различаются в первую очередь по диаметру колёс и классу подшипников. Все модели этой серии оборудованы прочной алюминиевой декой, выдерживающей вес человека до 100 кг, и оснащены удобным изогнутым рулем.
Трёхколёсный самокат Globber Primo, Globber Master, Globber Junior или Globber Elite подойдут тем малышам, которые уже готовы самостоятельно двигаться на самокате. Эти модели кикборда, оснащённые защитной системой блокировки поворота передних колес для облегчения процесса обучения, подойдет детям, начиная с двухлетнего возраста. В деку встроены яркие цветные лампочки, что сделает для малыша процесс обучения и катания более весёлым и интересным. Кроме того, разноцветные лампочки упрощают для родителей процесс наблюдения за ребёнком в тёмное время суток.
Самокаты Globber FLOW 125 — для детей от 6 лет и старше, которые хотят перейти на свой первый двухколёсный самокат. Ими удобно и легко маневрировать благодаря конструкции изогнутого руля. Широкая рулевая стойка с четырьмя уровнями регулировки высоты и двойным нижним зажимом делает этот самокат очень практичным, если вам нужно прочное и надёжное средство передвижения для вашего ребенка на несколько лет.
Самокаты Globber Foldable Flow 125 — инновационная модификация самокатов серии Flow 125. Модель приобрела удобный и надёжный механизм складывания. Одним нажатием на кнопку руля самокат можно сложить или разложить и удобно катить за собой. У Flow 125 надёжная и прочная металлическая дека, с прорезиненной нескользящей поверхностью, удобный руль, лёгкий вес.
Линейка электрических самокатов Globber One K E-Motion — идеально подходит для ежедневных поездок на работу. Поршневая система складывания Kleefer переводит скутер в режим тележки для удобной парковки и хранения на работе или дома. Резиновые колеса обеспечивают плавную езду по городским улицам. ЖК-дисплей показывает скорость, пройденное расстояние и ёмкость аккумулятора.
Для безопасности поездок в One K E-Motion встроена интегрированная автоматическая тормозная система типа E-ABS, которая предотвращает блокировку колёс при торможении что особенно актуально на покрытии с плохим сцеплением или мокром асфальте.
Электропривод на моделях Globber располагается, в отличии от большинства моделей электросамокатов, под ногой. Разгон плавный и комфортный. Система подзарядки аккумулятора на спуске увеличивает длительность вашего пути. Если аккумулятор полностью разрядился, вы можете кататься, используя стандартную схему, и отталкиваться с помощью задней.
В модели One K E-Motion используется двигатель мощностью 250 Вт, который позволяет развивать скорость до 25 км/час, с переключателем на два режима: 0-6 км/час и 0-25 км/час, а литиевый аккумулятор 36 В дает возможность проехать без подзарядки до 20 км. Так как на данном средстве передвижения можно двигаться с очень высокой скоростью, то он оснащен двумя тормозами — механическим ножным на заднем колесе и ручным ободным на переднем. One K E-motion 15 с двигателем мощностью 250 Вт и литиевым аккумулятором 36 В имеет один режим с максимальной скоростью до 18 км/час. One K E-Motion 10 оснащен менее мощным двигателем 150 Вт и имеет один режим скорости — до 12 км/час.
Maxiscoo — это динамично развивающийся российский бренд, который помимо детских самокатов представляет также детские велосипеды. Среди самых популярных моделей стоит особенно выделить яркие и комфортные детские трёхколёсные кикборды Maxiscoo Junior и Maxiscoo Baby. Качественное исполнение и комфортная стоимость порадуют и детей, и прагматичных родителей.
Компания Tempish производит спортивное оборудование с 1994 года. Основание компании связано с началом активного развития катания на роликовых коньках, которое за последнюю четверть прошлого века достигло феноменального уровня массовой популярности, когда почти каждый ребёнок и большинство взрослых стали использовать роликовые коньки для своих спортивных или спортивно-развлекательных мероприятий. Ассортимент продукции постепенно расширялся за счёт аксессуаров, защиты и одежды. Бренд Tempish стал производить скутеры, скейтборды и другое спортивное оборудование, предназначенное для любительского и профессионального спорта.
Трюковые самокаты Tempish разработанные для фристайла, легко справляются даже с самыми сложными трюками в скейт-парке и на улице. Надёжная конструкция, высокопрочные сварные швы, усиленные профили и основной материал — алюминиевый сплав 6061 обеспечивает высокую долговечность даже в самых сложных условиях.
Chilli Pro Scooters — немецкий бренд трюковых самокатов с глубокой историей, который известен своими проверенными моделями и качественными комплектующими запчастями. Многие модели разработаны при непосредственном участии прорайдеров мирового уровня. Длинные и широкие деки для устойчивой стойки. Колеса имеют мощный накат и надёжность. Основной металл, используемый в рамах — прочная и надёжная армированная сталь. Высококачественные подшипники высокой точности сборки и максимальной скорости ABEC 9. В зависимости от модели используются сверхлёгкие, усиленные, алюминиевые или прочные стальные Т-образные рули шириной 580 мм. Прочные сварные швы.
Бренд Frenzy, под которым выпускаются прогулочные самокаты премиум-класса по доступным ценам, принадлежит британской компании Slamm Scooters, производителю фристайловых самокатов Slamm.
Линейка Frenzy представлена моделями с разными размерами колес — от 120 до 250 мм, идеально подходящими для всей семьи, ищущей альтернативные способы поездок на работу. Самокаты оснащены складным механизмом и ремнем для переноски. Рулевая стойка имеет три фиксированных положения регулировки высоты. Они устойчивы, хорошо справляются с неровным покрытием, но не развивают большую скорость.
Мы рассмотрели ключевые параметры, на которые важно обращать внимание при выборе самоката, а также выделили наиболее выигрышные модели. Выбирайте свой самокат с умом и наслаждайтесь катанием.
Читать статьи по теме: