Если вы ответственный велосипедовладелец, то мы уверены, что к вопросам консервации, хранения и подготовки к сезону снаряжения подходите тщательно и понимаете важность всех, связанных с этим процессом, процедур. Велосипед – штука сложная, от его надежности иногда зависит ваша жизнь и для того, чтобы он работал «как часы» долго и качественно, необходимо к каждой манипуляции подходить, понимая – что вы делаете, как и зачем?
Сейчас – период подготовки к велосезону и для того, чтобы ваш «железный конь» хорошо работал на вас, доставляя вам радость и обеспечивая безопасность, следует привести его в порядок перед первым «выгулом».
Готовы сразу перейти к покупкам?
Вся велокосметика: щетки, очистители, смазки, обезжириватели, машинки для очистки цепи и т.п.
Если перед сезонным хранением байк вы не мыли, не снимали с него старую смазку с трущихся механизмов и пыль с рамы, накопившуюся за сезон, то начните предсезонное техобслуживание велосипеда именно с очистительных процедур.
Велосипед хороших хозяев с такими неприятностями не встречается потому что его перед зимой консервируют. Но если так вышло, что ваш байк пережил зиму неся на себе награды прошлого лета, то рассказываем, что делать.
Поверхностную грязь и пыль с рамы можно смыть с помощью мыльного раствора и обыкновенной тряпки - ветоши. Если вам не особо жалко вашу сантехнику, то можно помыть велосипед в ванной, с помощью душа. Хороший вариант – довести велосипед до ближайшей автомойки и попросить помыть его там с мыльным раствором. На автомойке с помощью очистительных устройств и воды, которая подаётся под давлением, хорошо вымывается грязь, забившаяся в узости механизмов. Не стоит пытаться вымыть всю душу из цепи на автомойке, особенно если планируете до последующего обслуживания добираться "своим ходом". Вместе с грязью вы вымоете из цепи последние остатки смазки. Для сальников это может быть последняя поездка.
На автомойках часто используют сильный напор воды, который может промочить седло велосипеда, вымыть смазку из каретки и втулок и залить туда воду. Поэтому, мы рекомендуем:
а) Перед мойкой плотно обмотать седло велосипеда, зону каретки и втулок полиэтиленовой стретч-пленкой.
б) Не использовать сильный напор воды в направлениях на каретку и втулки, если вы не можете закрыть эти зоны полиэтиленовой пленкой.
б) Если вы моете велосипед без изолирования ключевых мест пленкой, то после такой процедуры и тщательной сушки велосипеда, сразу же необходимо основательно смазать все трущиеся части механизмов, а не кататься на велосипеде по пыли.
Трущиеся части механизмов велосипеда лучше всего мыть вручную, с помощью специальных средств, качественно очищающих от смеси пыли, грязи и старой смазки, с использованием специальных инструментов - щеток.
В качестве средств ручной очистки хорошо подойдут универсальные химические очистители - те, которые отлично избавляют байк от грязи и растворяют остатки старой смазки:
Специальные щётки, которые не царапают лаковое покрытие с одной стороны, а с другой – их щетина хорошо проникает в узкие места и вымывает всю грязь.
Если вы по-настоящему тщательно и регулярно обслуживаете свой велосипед, а не от случая к случаю, то мы вам рекомендуем покупать сразу наборы, куда входят как щетки, так и средства очистки и смазки, как в концентрированном виде, так и в упаковках большого объема.
Наборы, которые специально приспособлены для обслуживания электровелосипедов:
Для самостоятельного обслуживания отдельных узлов велосипеда вам понадобится минимальный набор инструментов и аккуратность, а это не так уж сложно.
Сначала осмотрите велосипед: нет ли каких-то явных повреждений, особенно на швах – нет ли трещин в раме или сколов металла. Проверьте состояние цепи. Её ресурс составляет около четырёх тысяч километров, но, конечно, манера езды и состояние дорог играет большую роль. Определить состояние цепи можно, измерив её: с течением времени цепь удлиняется за счет износа соединяющих звенья штифтов (пинов). Выбитые или сильно сточенные зубья звездочек, когда зубья напоминают «акулий плавник» - хороший показатель того, что цепь пора менять.
Если делать это пока рано, то просто промойте цепь. Конечно, очистку цепи можно сделать и с помощью старой зубной щетки, но опыт показывает, что специальная машинка справится с этим процессом лучше – с ее помощью можно качественно отмыть цепь от грязи и старой смазки, не снимая ее с байка.
В результате очистки цепи на ней не должно остаться грязи. В качестве моющего средства специальные жидкости:
Главная задача при очистке цепи - полностью смыть старую смазку, накопившую грязь и играющую роль абразива, который стачивает все механизмы, через которые проходит цепь. После очистки цепь надо хорошенько просушить перед тем, как её смазывать.
Чтобы цепь служила долго, сальники не выходили из строя рекомендуем использовать специализированные средства Muc-off, которые разработаны специально для велосипедных цепей с учётом всех особенностей эксплуатации. Это станет оберегом от преждевременного ремонта, а сэкономленные деньги можно будет потратить на новые велоочки или другой долгожданный аксессуар. Большие упаковки подойдут для домашнего использования. Небольшие объёмы удобно брать с собой на велопокатушки или в походы – для оперативного использования.
К ним меньше пристаёт пыль и грязь, так как они сделаны на основе силикона. Нанесите на каждое звено по капле, лучше на внутреннюю сторону цепи и сделайте проворот механизмов так, чтобы смазка ровно распределилась по всей цепи. Смазка специально имеет яркий цвет, чтобы хорошо было видно – где она уже есть на цепи, а где ее еще нет.
Кстати!
При покупке велосипеда (любого) в «Канте» мы соберем и отрегулируем его бесплатно, первое техническое обслуживание будет также бесплатным, а если вы покупаете online и цена велосипеда будет больше 10 000 рублей, то мы и доставим вам его бесплатно.
Теперь можно переходить к затягиванию болтов по всему велосипеду. Мест, где применяются механизмы затяжки не так уж и много и сделать check up не так уж и сложно.
Такая операция требуется для болта, зажимающего подседельный штырь и болта под самим седлом – так чтобы оно было расположено параллельно земле и не съезжало под вашим весом вперед или назад. Затяните эксцентрики на колёсах – с некоторым усилием, но не переусердствуйте, иначе колесо может лопнуть в поперечном сечении при езде. Подкрутите боковые болты, передние болты крышки выноса и верхний болт выноса. Переднее колесо и вынос должны находиться на одной прямой. Если руль на вашем велосипеде прямой, подтяните болты, которые держат тормозные ручки и манетки. Делать все эти манипуляции мы рекомендуем с помощью специальных инструментов, которые максимально точно подходят под такие операции.
Важный момент – сохранность велосипеда от краж, которые, увы, бывают.
Рекомендуем вам почитать подробную статью про то, как уберечь велосипед от кражи, какие велозамки существуют.
Следующий шаг подготовки велосипеда к сезону – проверка работы тормозов. Убедитесь, что за зиму тросики не заржавели и они свободно, без усилий ходят внутри рубашек и механизмов велосипеда. Осмотрите тормозные колодки: если бороздок на них не видно, это сигнал к тому, что колодки пора менять (на велосипедах с ободными тормозами). Ход тросов должен быть плавным, ручка не должна застревать на обратном ходу, а колодки всей плоскостью должны схватывать обод. На дисковых тормозах колодки изнашиваются медленнее, но их тоже периодически необходимо менять: это происходит, когда их толщина достигает менее 1 миллиметра.
Если ход тросиков не плавный или что-то вам не нравится в поведении тормозной системы – это сигнал обратиться к профессионалам, т.к., от работы тормозов зависит ваша безопасность. Мы рекомендуем наши сервис-центры, где работают опытные мастера и имеется все необходимое оборудование для профилактического обслуживания или ремонта.
В наши веломастерские нередко велосипедисты обращаются с просьбой заменить тормоза или разобраться – почему тормозная система работает странно. Однако, наш опыт говорит, что чаще всего просто необходима лишь замена колодок, тросиков и рубашек. Дело в том, что рубашки тормозов не герметичны, они не защищены от влаги, на тросики постоянно попадает влага, они трутся внутри рубашек, их поверхность постепенно окисляется и тормоза начинают плохо работать, ход велосипеда теряет плавность. В этом случае достаточно просто поменять целиком тросики и рубашки.
Будьте особенно внимательны, если тормоза на вашем велосипеде гидравлические. Это гораздо более сложная система, в отличии от ободной. Даже небольшая утечка тормозной жидкости, если та попала на колодки и диск, может привести к отказу тормозной системы. Перед выездом всегда проверьте работу тормозных ручек – понажимайте их: они не должны «залипать» на обратном ходу. Неполадки могут возникнуть из-за того, что в механизм попал воздух, особенно если велосипед хранился подвешенным за переднее колесо. Если что-то не в порядке, поможет прокачка гидравлической системы.
Другая, возможная проблема отказа работы – попадание в тормозную жидкость воды - она может вобрать в себя влагу, если байк хранится в сыром помещении. Здесь тоже поможет несложная процедура прокачки, а также смена тормозной жидкости.
Процедуры регулировки и ремонта гидравлических тормозов делаются только в «стационаре» - сервис-центрах «Канта», которые находятся при каждом розничном магазине.
Почитать еще больше подробностей про велосипедные тормоза, из особенности и использование, можно в нашей статье «Разбираемся с велотормозами. Какие подойдут лично вам?».
Кстати, у нас есть такая замечательная услуга, как «Выездная веломастерская».
По многочисленным просьбам клиентов и партнеров «Канта», мы поставили «веломастерскую на колеса» и теперь квалифицированный мастер может приехать к вам на дом, в офис или на дачу в удобное для вас время. Выездной мастер решает практически все проблемы, связанные с обслуживанием и ремонтом вашего велосипеда, при возможности сделает ремонт на месте, а при необходимости – заберет велосипед в «стационар», отремонтирует, а потом привезет вам его обратно.
Эта услуга работает только в Москве и Подмосковье (до 50 км от МКАД).
Если вы – спортсмен, активно занимающийся спортом, если вы – любитель, регулярно участвующий в соревнованиях, то для вас у нас есть специальные дисконтные карты, которые позволяют получать существенные скидки при покупке инвентаря, обуви или одежды.
Возьмитесь за руль или седло, приподнимите байк и пошатайте / потрясите его из стороны в сторону. Посторонние звуки (щелчки) или люфт говорят о том, что колёса нуждаются в чистке, регулировке втулок и смазке. Прокрутите колёса: если их ход свободный, плавный и долгий, без скрипа и заеданий, то всё в порядке. Проверьте руками все спицы - они должны быть натянуты с одинаковой силой – чтобы убедиться в этом, достаточно перебрать их как гитарные струны. Громкий чистый звук говорит о хорошем натяжении. Если какая-то из спиц выбивается из «хора» или фальшивит, её нужно ослабить или подтянуть. Если у вас нет специального навыка или инструмента – специального спицевого ключа, то лучше доверить этот процесс профессионалам - обычные пассатижи и чрезмерные физические усилия могут только усугубить проблему. Также проверить натяжение спиц можно, взявшись за две соседние спицы указательным и большим пальцами. Они не должны легко сжиматься даже при серьезном надавливании.
Мы настоятельно рекомендуем использовать во время катания велошлем. Безопасность – прежде всего!
Подробная статья, которая поможет вам правильно выбрать велошлем для горного велосипеда, all-mountain и эндуро.
Задубевшую за зиму резину на колёсах можно размягчить лимонным соком: просто выдавите его на тряпку и натрите промытые шины. Это улучшит сцепление с дорогой. Обслуживание велосипеда после зимы обязательно включает подкачку шин – за зимний простой они непременно должны были спустить воздух. Накачайте шины до «рабочего» давления – для этого лучше всего использовать насос с манометром - и подождите некоторое время.
Насосы с манометром в «Канте»:
Все насосы с манометром и средства проверки давления в шинах.
Если шины не теряют давления в течение часа, то покрышки и камеры «пережили» зиму, резина не рассыпалась и их менять нет смысла. Если давление падает, то мы вам рекомендуем поменять сразу и покрышки, и камеры. Лучшие варианты – от компании Maxxis, которая является производителем велопокрышек №1 в мире и которая представлена в «Канте» в широком ассортименте.
Обязательно тщательно прочистите зону педалей. Подшипники в них нечасто, но всё же иногда тоже нуждаются в чистке, регулировке и смазке. Если байк хранился в сыром месте, тем более в грязном состоянии после осеннего катания, высока вероятность, что придётся отдать его в сервис-центр мастеру, чтобы тот перебрал втулки.
Это можно сделать и самостоятельно, процедура несложная: раскрутить втулку, очистить её от грязи специальными промывками, протереть подшипники, смазать и собрать обратно.
Процедуру лучше проводить с помощью специальных инструментов.
Обязательные вещи, которые понадобятся вам во время катания на велосипеде:
После отмывки от грязи, проверки и настройки всех систем, подтяжки болтов и винтов байк готов к выходу.
Чтобы подготовка велосипеда к сезону занимала меньше времени и сил, соблюдайте правила его хранения.
А) Оставив велосипед на зиму немытым будьте готовы к тому, что некоторые детали придётся поменять.
Б) Если предварительно помытый велосипед провёл зиму в тёплом и сухом помещении (особенно в чехле), как правило достаточно просто смазать цепь, подкачать шины и проверить настройку.
В) Цепь лучше снять, тщательно прочистить, смазать и хранить отдельно в герметичном пакете - тогда перед новым сезоном её будет достаточно надеть обратно.
Помните: если вы добросовестно ухаживаете за велосипедом, в случае необходимости обращаетесь к профессионалам, обращаться в сервис по причине ремонта, покупать новые и иногда дорогие запчасти придётся значительно реже.
Автор: Василий Яцковский