Готовы сразу перейти к покупкам?
В середине прошлого столетия горнолыжные ботинки напоминали обычную кожаную зимнюю обувь. Возможно, в них было удобно ходить, но управлять длинными лыжами было крайне трудно. После длительного использования в снегу ботинки намокали и деформировались. Понятие комфорта и безопасности у спортсменов тех лет сильно отличалось от нашего.
Содержание
В 1947 году Роберт Ланге начал экспериментировать с внедрением пластиковых элементов в конструкцию ботинок. Массовое производство полностью пластиковых ботинок запустили в 1966 году. С тех пор индустрия стремительно развивалась, появлялись новые конструкции, типы креплений, стандарты безопасности. Спортсмены получили точность передачи усилий на лыжи, а любители активного отдыха — тёплую и удобную обувь для катания.
Современные горнолыжные ботинки сочетают в себе все три важных критерия: контроль, комфорт и безопасность. Однако это работает только при правильном выборе модели. Каждый производитель предоставляет широкую линейку ботинок, чтобы соответствовать особенностям разных райдеров. В статье подробно расскажем обо всех аспектах подбора горнолыжных ботинок, чтобы вам было проще найти «те самые» удобные горнолыжные ботинки.
Современные горнолыжные ботинки состоят из нескольких частей, каждая из которых имеет свой функционал. Основные части — это внешний ботинок, внутренний ботинок и стельки.
Внешний ботинок производят из разных полимерных материалов. В большинстве моделей используется термопластичный полиуретан. Также применяют полиолефины или их сочетание с полиуретаном. Облегчённые модели делают из таких материалов, как Pebax или Grilamid, — это лёгкие и жёсткие пластики на основе нейлона 12 (полиамида 12).
По конструкции внешней оболочки горнолыжные ботинки бывают двухсоставными — Overlap или трёхсоставными — Cabrio.
Конструкция Overlap состоит из двух частей на болтовом соединении: нижняя Shell и верхняя Cuff. В обеих частях пластик спереди укладывается внахлёст для придания необходимой жёсткости. Это решение распространено в любительских и спортивных моделях. Для фиксации в них обычно используют четыре клипсы и липучку либо силовой ремень сверху. Такие ботинки, в зависимости от конфигурации колодки и особенностей внутреннего ботинка, позволяют добиться точной посадки и обеспечивают быструю и точную передачу усилий на лыжи. К недостаткам конструкции можно отнести сложность надевания моделей с узкой колодкой и/или низким подъёмом, особенно в холодную погоду.
Ботинки с конструкцией Cabrio состоят из трёх частей. В нижней и верхней части пластик не накладывается. Там остаётся пространство для отдельного съёмного элемента — язычка. Язычок (Tongue) задаёт жёсткость. Фиксация осуществляется тремя клипсами в трассовых, парковых и фрирайдных моделях и двумя клипсами в начальных моделях и облегчённых вариантах для скитура. Верхняя клипса часто составляет единую конструкцию с липучкой для дополнительного удобства и уменьшения веса.
Такие ботинки активно используют для фристайла и фрирайда. Также они подойдут для любительского катания по трассам. Их очень легко надевать в любых условиях. В зависимости от внутренника в них может быть теплее и комфортнее, чем в «классических». Такие модели с внутренником-«улиткой» часто выбирают обладатели очень высокого подъёма. Конструкция Cabrio — это незаменимый вариант для тех, кто обладает выраженными икроножными мышцами и изящными голеностопами. Важно, однако, помнить, что в точности передачи усилий и контроле над лыжами ботинки Cabrio будут уступать при прочих равных параметрах. Управлять спортивными лыжами в них будет сложнее из-за менее плотной фиксации ноги внутри.
Кататься в «голом» пластике едва ли было бы приятно, поэтому внутренник является неотъемлемой частью конструкции горнолыжного ботинка. Современные внутренники делают из полимерных материалов с наполнением из мягкой пены, которая при формовке повторяет форму ноги. Также используется кожа и её комбинации с синтетикой.
Конструктивно можно выделить два типа внутренников: язычковый (tongue) и «улитка» (wrap).
Первый тип чаще всего встречается в большинстве моделей ботинок, от начальных до спортивных. В каждой модели внутренники разные как по толщине, так и по своим свойствам. В любительских моделях они плотные, тёплые и удобные. В спортивных профессиональных ботинках они тонкие и жёсткие для максимально быстрой и точной передачи усилий. В моделях высокого уровня используется шнуровка, то есть сначала надевается и шнуруется внутренний ботинок, а потом нога во внутреннике помещается в пластик. В любительских моделях надевается весь ботинок сразу, а внутренник вынимается только для просушки.
«Улитка» часто встречается в моделях Cabrio, однако может быть установлена и в «классический» ботинок. Такие внутренники хорошо и равномерно облегают стопу и голень. При покупке их лучше всего сразу формовать под свою ногу. Подобные внутренники хорошо себя зарекомендовали в ботинках для парка, фристайла и фрирайда. Для любительского катания по трассам тоже подходят. А вот для скоростного агрессивного катания, спорта или скитура лучше использовать внутренний ботинок с язычком.
Эту важную составляющую многие недооценивают. В каждом горнолыжном ботинке есть съёмные стельки. Они должны дополнительно изолировать от холода и поддерживать стопу в правильном положении. Стандартные стельки в ботинках не всегда справляются с этим. Если вы чувствуете дискомфорт, стельки очень легко заменить. Можно приобрести готовые или изготовить индивидуально под свою стопу.
Для тех, кто проводит на морозе долгие часы, например для тренеров или инструкторов, есть стельки с подогревом. Они работают от аккумулятора, который питает нагревательный элемент в передней части стельки. Это решение подойдёт тем, кто проводит много времени на склоне в сильные морозы, имеет нарушенный теплообмен, тренирует или тренируется в холодных спортивных ботинках.
Клипсы в горнолыжных ботинках призваны обеспечить их плотную посадку по ноге. Они могут быть металлическими или металлопластиковыми. Обычно во взрослых ботинках используют три или четыре клипсы.
Отрегулировать натяжение можно не только делениями на гребёнке. Во многих современных моделях есть микрорегулировки. Если вращать клипсу вокруг себя в одну или другую сторону, можно ещё точнее настроить посадку ботинка. В области верхних клипс можно заметить дополнительные отверстия в пластике спереди. С помощью отвёртки или шестигранного ключа изменяется положение гребёнки. Таким образом ботинок подгоняется под объём икроножных мышц.
Липучка или силовой ремень являются дополнительной точкой фиксации ботинка. В некоторых облегчённых моделях липучка может быть частью верхней клипсы. Если у вас обычный ботинок конструкции Overlap и внутренник с язычком, то липучку стоит затягивать на язычке внутренника. Если её застегнуть поверх пластика, эффект едва ли будет заметен. Как только вы правильно затянете ремень, то сразу почувствуете разницу.
В комплекте с ботинками можно встретить вот такие пластиковые элементы — спойлеры. Спойлер вставляется между внутренним и внешним ботинком в верхней части, для того чтобы убрать там лишний объём и добавить наклон вперёд. Спойлер крепится на липучке к внутреннику либо на болтах к пластику.
Во многих моделях горнолыжных ботинок есть регулировка кантинга. Это угол положения верхней части ботинка относительно нижней. Такая регулировка работает не всегда и полезна только в случаях Х-образного или О-образного положения коленных суставов. Для точной подгонки ботинка лучше обратиться к специалистам и начать работу с особенностями строения собственного тела с подбора или изготовления стелек.
В зависимости от назначения ботинок используют разные типы подошв. Некоторые предназначены для максимальной производительности, другие — для удобства ходьбы. Самое главное, на что стоит обратить внимание, — это совместимость подошвы ботинок с вашими лыжными креплениями.
Есть три основных стандарта: Alpine, WTR и Touring.
Alpine — обычная плоская подошва. Подходит практически к любым креплениям.
WTR — подошва с небольшим подъёмом носка для удобства ходьбы. Если на ботинках видите надпись WTR или Walk to Ride, то проверьте, чтобы на креплениях была такая же маркировка.
Touring — подошвы для скитура, которые требуют особых креплений.
Если ваша подошва слишком скользкая или вы хотите сохранить её от истирания о жёсткие поверхности, выпускаются специальные накладки, которые можно приобрести и возить с собой.
Один из первых параметров, с которым вы столкнётесь при выборе ботинок, — индекс жёсткости. Обычно он указывается в названии модели, а также на самом ботинке. Единой шкалы и способа измерения жёсткости нет, поэтому данный параметр весьма условный и не самый главный. Существует миф, что мягкие ботинки удобнее, однако это не так. Чем жёстче ботинок, тем быстрее и точнее происходит передача усилий на лыжи. Широкий модельный ряд у каждого производителя позволит найти комфортные ботинки с любым индексом. Равномерная и плотная посадка ботинка важнее жёсткости.
На подбор влияет не только уровень катания, но и вес райдера, его лыжи, физическая подготовка и стиль катания. Чем тяжелее горнолыжник, тем жёстче нужны ботинки. Как примерный ориентир можно взять правило, что индекс жёсткости не должен быть меньше значения веса в килограммах. При этом он может быть больше, и намного.
Лыжи также влияют на подбор ботинок. Если планируете прогрессировать и совершенствовать технику, то в мягких ботинках не получится нормально управлять жёсткими и длинными лыжами.
Вот примерная таблица с основными параметрами:
Уровень |
Начальный — средний |
Средний — продвинутый |
Продвинутый — эксперт |
Спортсмен |
|||
Стиль |
Осторожный |
Умеренный |
Уверенный |
Агрессивный |
|||
Скорость |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Запредельная |
|||
Место катания |
Трассы |
Трассы / вне трасс / парк |
Трассы / вне трасс / парк |
Спортивные трассы |
|||
Размер ботинка |
По длине стопы |
По длине стопы или на 0,5 см меньше |
На 0,5 или 1 см меньше длины стопы |
На 1–2 см меньше длины стопы |
|||
Индекс жёсткости |
60–90 для мужчин, 50–80 для женщин |
90–120 для мужчин, 70–100 для женщин |
110–140 для мужчин, 90–120 для женщин |
130–170 |
Каждая модель ботинок имеет свою форму, ширину колодки, внутренний объём. По этим параметрам можно сузить круг выбора ботинок под свою стопу, цели и задачи.
Базово практически во всех моделях указывают ширину колодки в плюсневой части ботинка. Этот параметр пишут в миллиметрах для размера 26–26,5 см. С каждым следующим размером ширина увеличивается на несколько миллиметров. Как ни странно, этот параметр тоже относителен и может сильно отличаться в зависимости от бренда и модели. Не стоит пытаться точно сопоставить ширину колодки и ширину стопы, но соотношение общего объёма ботинка и плотности посадки будет легко понять в сравнении моделей по ширине.
Следующая таблица поможет:
Ширина колодки для размера 26–26,5 |
Назначение |
Ширина стопы |
92–95 мм |
Профессиональный спорт |
Любая. Ботинки подгоняют формовкой пластика |
96–99 мм |
Активное и техничное катание в любых условиях |
Узкая — средняя. При необходимости пластик формуется под широкую стопу |
98–101 мм |
Трасса/фрирайд/скитур |
Средняя — широкая |
102–104 мм |
Комфортное катание на невысоких скоростях на пологих склонах |
Широкая и очень широкая |
При выборе колодки необходимо примерить ботинки и прислушаться к ощущениям. Ботинки должны равномерно плотно облегать всю стопу. Обратите также внимание на фиксацию пятки. Она должна сидеть максимально плотно. Не пытайтесь компенсировать избыточный объём сверхсильной фиксацией клипс. Нижние клипсы в нормальном состоянии должны фиксироваться на самом свободном делении гребёнки. Чтобы подогнать клипсы, вращайте их вокруг оси рычажка, удлиняя или сокращая рычаг. Мы рассказывали об этом выше.
Если вы без труда фиксируете клипсы нового ботинка на середине или в конце гребёнки, это один из вопиющих признаков того, что ботинки вам велики по объёму. Проверьте размер ботинок и насколько вам подходит ширина данной модели. Помните, новый ботинок имеет ещё не отформованный внутренний сапожок. Через неделю катания внутренник обомнётся, и вы почувствуете тот комфорт, который задумывал для вас инженер бренда. Либо попросите консультанта нагреть внутренники специальным феном. Походите по магазину минут двадцать в нагретых внутренниках. За это время ботинки уже сядут значительно свободнее и комфортнее. При прочих равных рекомендуем отдавать предпочтение ботинкам с более плотной посадкой, при условии что давление на ногу равномерное.
Ещё один важный момент и задача при выборе — область подъёма стопы. В этой зоне не должно быть давления, так как формовкой исправить такие моменты сложно или даже невозможно. Лишний объём свободного пространства также может привести к негативным последствиям. Это вынудит перетягивать клипсы, нарушая циркуляцию крови.
Если у вас высокий подъём стопы, присмотритесь к ботинкам от Roxa, Fischer или Atomic. Если выраженного подъёма нет, обратите внимание на Head, Salomon или Technica.
Ботинки нужной ширины и объёма нет необходимости застёгивать сильно. Они будут фиксировать стопу своей формой. Оптимальным считается натяжение двух нижних клипс на одно-два деления. Если вы затягиваете «на последнюю», ботинки слишком широкие.
Выбор ботинок бывает сложнее для людей с развитыми объёмными икрами и, наоборот, со слишком стройными. Это тоже важный аспект, который не всегда поддаётся регулировке. Модели с широким голенищем есть у Head и Roxa. Максимально плотной посадкой в этой части могут выделиться Atomic и Salomon.
Не забывайте о безопасности и всегда берите с собой шлем и защиту для катания. Эксперты магазина подготовили отдельную статью о том, как выбрать шлем для катания.Размер — ключевой и самый важный параметр при выборе ботинок. Конструкция, жёсткость и назначение не так сильно повлияют на ваши ощущения при катании, как правильно подобранный размер ботинок. Основная задача заключается в том, чтобы найти модель и колодку, в которой вам будет комфортно при плотной посадке и соответствии размера.
Во всех моделях размер указывается в сантиметрах. В идеале он должен быть равен длине вашей стопы. В некоторых случаях райдеры выбирают ботинки меньшего размера, но никак не большего. Не стоит ориентироваться на российские, европейские или другие размеры обычной обуви.
При подборе ботинок в магазине консультант поможет вам правильно измерить длину и ширину стопы с помощью специальной линейки. Это будет наиболее точным способом. Чтобы измерить стопу самостоятельно, встаньте на лист бумаги, прижмите пятку к ровной вертикальной поверхности и проведите линию по самому длинному пальцу. Расстояние от края листа до линии будет соответствовать длине вашей стопы. Измерить ширину можно, обведя стопу на листе бумаги. Измеряйте обе стопы, у 99% людей они не симметричны и имеют разные параметры.
В магазине вы можете встретить ботинки с шагом в полразмера. На самом деле «половинок» практически не существует. Размеры 27,0 и 27,5 будут полностью одинаковыми и по пластику, и по внутреннику. Отличие будет разве что в толщине стельки. Такая ситуация у всех производителей, кроме бренда Scarpa, у которого одинаковыми будут размеры 27,5 и 28, а размер 27,0 будет повторять по пластику 26,5.
При примерке ботинок своего размера у вас может возникнуть ощущение, что они тесны или маловаты. Не спешите снимать. Для правильного понимания посадки нужно застегнуть ботинки, встать ровно и согнуть колени, как в горнолыжной стойке. В таком положении пятка встанет на своё место, а в области пальцев будет просторнее.
Стоит учитывать и тот факт, что внутренний ботинок примнётся после нескольких дней катания, поэтому не спешите с покупкой больших и широких моделей, в которых со временем возникнет зазор между стопой и ботинком. Это может привести к болезненным ощущениям и даже травмам, не говоря о потере контроля.
Чтобы избежать мозолей, катайтесь в правильных носках - о том, как их выбрать, эксперты магазина подготовили подробный материал.
Бутфитинг — это искусство индивидуальной подгонки обуви. Первое, с чего стоит начать знакомство с ним, — изготовление стелек под вашу стопу. Индивидуальные анатомические стельки решают многие проблемы с дискомфортом в горнолыжных ботинках и другой жёсткой обуви.
Мастер также проводит формовку внутренних и внешних ботинок, работает с пластиком механически в нужных местах. Более подробно о чудесах данного ремесла расскажут специалисты сервиса.
Главное, помните: маленький ботинок можно удлинить или расширить, а вот с ботинками большего размера уже ничего не поделаешь.
Самые лучшие ботинки — это те, которые вам подходят. Постарайтесь не обращать внимания на бренд и цвет. Среди современных производителей нет плохих и хороших. Все горнолыжные ботинки обладают внушительным запасом прочности. У каждого бренда сейчас есть узкие и широкие модели, есть спортивные жёсткие и комфортные мягкие ботинки.
Обязательно покупайте горнолыжные ботинки с примеркой в магазине. Даже если вы хотите обновить конкретную модель, за несколько сезонов она могла изменить свою форму и характеристики.
В магазинах «Кант» работают опытные консультанты и эксперты. Вам обязательно помогут с правильным подбором ботинок и их дальнейшей формовкой.
При оплате можно применить накопленные или приветственные бонусы на первую покупку. Для этого необходимо зарегистрироваться в новой бонусной программе «Канта» и получить приветственные бонусные рубли на свой счёт только за регистрацию.
Автор статьи:
Дмитрий Комиссаров — инструктор НЛИ по горным лыжам, имеет 1-й разряд по горнолыжному спорту. Участник и призёр всероссийских соревнований FIS и «Рус-Мастерс».
Читать статьи по теме