Москва известна двумя массовыми марафонами современности, один из которых – Московский Международный Марафон Мира, можно сказать, пробудил массовый интерес к бегу на длинные дистанции, а второй, тот который проводится в настоящее время – Московский марафон, творчески развил этот массовый интерес, привлек новые аудитории и показал принципиально новый подход к проведению подобных мероприятий.
Начало «московским» марафонам, в которых могли принять участие и профессионалы и обыкновенные любители бега было положено в 1981 году, когда 8 августа на Большой спортивной арене Центрального стадиона «Лужники» был дан старт первого Московского Международного Марафона Мира, в котором участвовало 128 бегунов на «классической» дистанции 42,195 км и 172 в забеге на «спутник» - 10 Км.
1981 год - первый год после Московской Олимпиады, расцвет эпохи застоя. Вместе с Олимпийскими играми страна получила инъекцию западного образа жизни – с американской «Пепси-колой» и финскими колбасами в страну проник вирус здорового образа жизни – модное увлечение бегом. После московской Олимпиады бег стал статусным увлечением, вышел на улицы городов, приобрел черты «правильного» поведения жителя мегаполиса. Конечно, в столице бегали и раньше – были спартакиады, ежегодные эстафеты по Садовому кольцу, соревнования трудовых коллективов, но массовое увлечение бегом и как результат – участие в массовом забеге на такую длинную дистанцию, это – абсолютно другое. Инициаторами проведения первого Московского марафона по Олимпийской трассе были Моссовет и газета «Московская правда», которая стала официальным «информационным спонсором» (как сейчас принято говорить) события, названного Московский Международный Марафон Мира. Марафон планировался и как спортивное мероприятие и как политическое – название, кроме того, что символизировало статус события, лишний раз показывало вектор направленности советской политики – «мы за мир!».
Первым победителем первого ММММ стал москвич Иван Суханов с результатом 2:23:37. Женщин в 1981 году на официальные марафоны тогда еще не допускали.
Все изменилось в 1982 году, когда марафон перестал быть испытанием только для мужчин, и уже 35 женщин вышли на длинную дистанцию 42 км. Первой победительницей стала Тамара Поляева из Татарстана. Слух о новом увлекательном столичном состязании передавался спортсменами – любителями и профессионалами из уст в уста, без всякого Интернета, собирая единомышленников на ежегодное супер-мероприятие в Москву.
В 1983 году на марафон съезжается уже около трех тысяч участников со всего тогда еще единого Советского Союза. В этом же году в ММММ впервые принимают участие иностранцы. Следующие несколько лет марафон стремительно набирает популярность, становясь одним из главных спортивных событий огромной страны под названием СССР. В 1984 году, показав высокий уровень советской марафонской школы, знаменитый советский бегун Яков Толстиков установил рекорд ММММ – 2ч. 10мин. 48 сек.
1990 год стал для ММММ рекордным с точки зрения количества участников и в то же время своеобразной переломной точкой, после которой и в силу экономических неурядиц и в силу организационных сложностей, событие стало постепенно затухать.
Рекордное количество участников, которые вышли на старт в 1990 году — 18684 из 30 стран мира, среди которых 11820 вышли на дистанцию полного, классического марафона. Танзаниец Сулейман Ньямбуи, призёр Московской Олимпиады 1980 г., первым пересек в тот год финишную черту и получил главный приз — 25 тыс. долларов США.
В течение 90-х годов интерес к ММММ медленно, но постоянно снижался – в нем участвовало все меньше и меньше бегунов и постепенно стало понятно, что в прежнем формате, который сохранялся 10 лет и который организаторы хотели поддерживать и дальше, беговое событие, претендующее на общегородское в Москве проводиться больше не может.
Идея проведения массового городского марафона в новом формате впервые была рождена и начала прорабатываться в 2012 году.
Дело в том, что марафонское движение остро нуждалось в выходе из чисто «спортивных» рамок, унаследованных советским прошлым в гораздо более массовое, свободное поле фитнесса, здорового образа жизни, модного тренда и новой философии городского жителя.
По словам директора Московского марафона, Дмитрия Тарасова, решение об организации нового, масштабного мероприятия в совершенно другом виде было принято в 2012 году, следующим образом:
«Прежде в Москве существовало два марафона. Первый и более значимый на международной арене — ММММ или Московский Международный Марафон Мира и второй, менее известный Марафон «Лужники». У каждого из них — своя история и аудитория, сложившаяся за годы существования забегов. Изначально руководство «Лужников» поставило перед нами задачу сохранить все существующие забеги внутри спортивного комплекса, приумножить количество участников и вывести мероприятия на новый уровень по организации. В 2012 году наша команда стала организатором всех беговых событий на территории спорткомплекса. Несмотря на то, что мы решили поставленную задачу, в корне изменить ситуацию нам не удалось.
Стало очевидно, что городу нужен один качественный марафон, который бы объединил старшее поколение марафонцев и новую беговую аудиторию, сильно выросшую за последние несколько лет, в том числе благодаря работе компании Nike и их мероприятиям «Run Moscow». Когда необходимость нового марафона стала очевидной, мы согласовали с «Лужниками» заявку и название и подали ее в Правительство Москвы. Нашу заявку одобрили и поддержали».
Организатором нового Московского Марафона в 2012 году стало агентство спортивного маркетинга «Новая Атлетика» при поддержке руководства спортивного комплекса «Лужники» и Правительства Москвы.
Агентство «Новая Атлетика» пригласила Александру Боярскую в качестве креативного директора мероприятия, и вместе с Дмитрием Тарасовым они разработали концепцию, определили цели и основной посыл первого марафона.
Слоган первого, нового московского бегового события, которое прошло в абсолютно другом формате, был «Твои Первые 42 км». Слова, говорящие о том, что история марафонов в Москве начинается, по сути, с чистого листа.
Логотип Московского Марафона разработало агентство «Firma» с арт-директором Даниилом Сергеевым и дизайнером Ириной Ивановой. Именно ей принадлежала идея слить в одном решении, два геотэга в виде сердца. Логотип символизирует собой старт и финиш Московского Марафона, которые совпадают на карте в одном месте, в Лужниках. Но при этом между двумя точками оказывается целая история длиной в 42 километра 195 метров — история про любовь к городу и бегу.
Новая «марафонская» команда решила сразу две проблемы - административную и финансовую. Получилось, во-первых, найти поддержку у правительства Москвы и "пробить" трассу по центру города, а во-вторых, найти спонсоров, в первую очередь – Adidas, которых старый формат ММММ совершенно не привлекал.
С первого же года организаторы решили провести серию подготовительных забегов, которые бы «втягивали» в беговую воронку все больше и больше любителей, готовя их к главной дистанции.
Начало всей истории было положено забегом, который имел символическое название «Первый» и который прошел 7 апреля 2013 года. 5 Км апрельским прохладным утром (в тот год на газонах еще лежал снег) открыли новую эру в беговом движении Москвы.
Далее прошли забеги с периодичностью примерно раз в месяц: 12 мая 2013 г. — «Весенний Гром» с дистанциями на 10 Км и полумарафоном – 21 Км; 22 июня — «Ночной забег», который, стал первым забегом, проводимом в Москве ночью. 4 августа — «Осенний Гром» с дистанциями на 10 Км и полумарафоном. Организаторы Московского Марафона и серии «Громовских» стартов в тот год объединяли свои усилия, чтобы не множить и не создавать излишнюю конкуренцию на тогда еще крайне малом рынке беговых событий в Москве. 25 августа прошел самый необычный забег из всей серии: «Красочный Забег», который проводился в поддержку благотворительного фонда Натальи Водяновой «Обнаженные Сердца» — это был забег–праздник на 6 Км, похожий на забеги «Colour Me Rad» и «Color Run» или индийский праздник Holi. Главными героями этого забега стали только бегуны и дети (да-да, на дистанцию допускали детей любого возраста), но и разноцветный порошок-краска, которым на каждой километровой отметке участников с помощью волонтеров накрывало, как радужным облаком.
На старт первого Московского марафона на стадионе «Лужники» 15 сентября 2013 года вышли шесть с половиной тысяч бегунов, из которых 2799 пробежали полную марафонскую дистанцию, остальные поучаствовали в забеге – «спутнике» на 10 Км и в марафонской эстафете (шесть этапов х 7 Км).
Изначально спланированный маршрут Московского марафона как в 2013 году, так и сейчас, с небольшими изменениями – настоящая экскурсия по городу.
Бегуны преодолевали дистанцию по центру столицы: по набережным Москвы-реки, по Садовому и Бульварному кольцам, по Тверской улице. Участники забега увидели всемирно известные достопримечательности города: небоскребы Москва-Сити, четыре из семи сталинских высоток, Большой Театр, здание ФСБ, Политехнический музей, Кремль, Крымский мост и Храм Христа Спасителя.
Первый, обновленный ММ прошел при комфортной для установления рекордов трассы погоде: всего +11 и слабый моросящий дождик. Однако воспользоваться ей и показать на марафоне, демонстрирующим новый статус, такое же достойное время оказалось непросто. Этому помешала не только сложная по рельефу, холмистая трасса, но и, хотя и утроенный по сравнению с прошлыми годами, но все же по-прежнему, будем откровенны, все еще скромный для марафона «мирового класса» призовой фонд. Быстрые «кенийцы» проигнорировали в тот год Московский марафон.
Победителями в 2013 году стали: Среди женщин - Ирина Смольникова (Казахстан) (2:44.54) Среди мужчин - Александр Матвийчук (Украина) (2:19.36)
Первый ММ был отмечен фантастически красочным финишем на Большой спортивной арене Лужников. Участники вбегали на стадион, преодолевали последние 300 м по настоящим дорожкам, на которых всего пару месяцев назад соревновались участники чемпионата мира по легкой атлетике.
После начала реконструкции стадиона к предстоящему Чемпионату мира по футболу заключительный отрезок марафона перенесли на улицу Лужники, где с тех пор и прописана финишная прямая. Бегуны пробегают последний километр в коридоре из болельщиков, которые приветствуют каждого героя, добравшегося до заветной черты.
Первый ММ, будучи проведенным в абсолютно новом формате был непривычен для городских жителей, которые практически не разделили страсть стартующих и обновленный марафон прошел в 2013 году практически при «пустых трибунах». С течением времени традиция приветствовать марафонцев на дистанции изменилась, и сейчас на трассу выходят тысячи людей с флагами, транспарантами с мотивирующими надписями, поболеть «за своих» родственников, друзей, членов беговых клубов, сотрудников компаний, которые поддерживают корпоративные команды.
Организаторы, обладающие, казалось бы опытом масштабных городских мероприятий, потом признавали, что даже этого им не хватило при подготовке к самому первому Московскому марафону в 2013 году на 5+, и, к сожалению, был допущен ряд серьезных ошибок – от увеличенной дистанции до отсутствия памятных медалей на финише.
Ошибки в организации можно было понять - марафон состоит из бесчисленного количества мелочей и вопросов, которые невозможно предусмотреть заранее и которые невозможно качественно решить только как столкнувшись с ними на практике. Чужой опыт, «калька», не работают. Пока «руками» не сделаешь – не поймешь. Именно поэтому казусы первого ММ бегуны вспоминают больше как забавный опыт, чем как фатальный провал.
С 2013 года за пять лет Московский марафон существенно изменился, как по качеству организации, так и по количеству бегунов, которые в нем участвуют. Отдельно проводятся «громовские» мероприятия, которые вышли из серии, они не составляют конкуренцию стартам от организаторов ММ, став очень милыми, атмосферными, «семейными», «парковыми» забегами вдали от московской суеты. «Промежуточные» забеги меняли свое название, меняли оформление, но суть их оставалась одна и та же – городской праздник бега, пусть в меньшем масштабе.
Московский марафон за время своего существования, как локомотив потянул за собой мощный интерес к бегу в городе и во всей России, сформировав массовую тягу как к форматам, которые уже существовали – например, к беговым клубам, так и к таким новым формам бегового движения, как: многочисленные коммерческие школы бега, новые медиа, «беговому» туризму.
Организаторы Московского марафона в настоящее время: АНО ЦПСМ «Московский марафон» и «Беговое сообщество», при поддержке Правительства Москвы и Департамента спорта и туризма города Москвы.
Именно на Московском Марафоне вас ждет:
Автор – Александр Козлов.