В начале сразу отметим, - мы будем говорить о технике безопасности в отношении транспортной (и в какой-то степени прогулочной) езды на велосипеде. Таким образом все виды велосипедного спорта у нас за кадром (трек, шоссе, горный велосипед-маунтинбайк и BMX). В них безопасность регулируется своими правилами и положениями о соревнованиях. Но немалая часть того, о чём здесь пойдёт речь, конечно же, используется в велоспорте.
Готовы сразу перейти к покупкам?
Понятно, что он защищает от черепно-мозговых травм и точечных ударов при падениях и столкновениях (ДТП). Для этого шлем должен быть отрегулирован, подогнан по голове велосипедиста и обязательно застёгнут под подбородком. Как правило, современные велошлемы имеют регулировку по объёму головы и регулировку длины ремешков застёгивающихся под подбородком. Вес шлема обычно составляет 250 – 350 граммов, то есть он весьма лёгкий. Правильно подобранный и отрегулированный шлем велосипедист почти не чувствует на голове. При выборе шлема померьте несколько разных моделей, чтобы сидел на вашей голове удобно.
Конечно, есть ситуации, когда шлем – не строго обязательный элемент экипировки. Например, если вы едете на прогулку, катаетесь в парке не спеша. Общие рекомендации такие: вы не покидаете пешеходных зон в городе и не едете по сложному рельефу (спуски) и/или на большой скорости. Но мы, все же советуем пользоваться этим предметом защиты при любом виде катания. Неудачное падение даже на небольшой скорости может привести к серьезной травме, а голова – слишком ценный орган, чтобы пренебрегать его защитой. В остальных случаях (движение по проезжей части улиц и дорог общего пользования, движение по сложному рельефу и комбинированным сложным поверхностям и/или на высоких скоростях, ну и конечно, на соревнованиях) необходимо надевать шлем обязательно. Решать всегда вам, какая скорость для вас большая, а какая низкая, маленькая. Здесь уместна такая автомобильная аналогия. Ещё «вчера» водитель и пассажиры автомобиля решали сами, пристёгиваться им ремнями безопасности или нет, сейчас же это правило. Настоятельно рекомендуем надевать шлем детям и начинающим велосипедистам, учащимся и осваивающим велосипедную езду.
Защищают глаза от яркого солнечного, электрического или другого света, от набегающего воздушного потока и от твёрдых мелких предметов в воздухе: насекомых, летающих семян некоторых растений, песка, пыли, снежинок и тому подобного. Пользуясь хорошими спортивными очками, вы существенно повышаете безопасность и надёжность движения на велосипеде. Для условий невысокой освещённости (сумеречное и тёмное время суток, плотная облачность) есть очки с прозрачными бесцветными линзами.
Защищают ладони от потертостей от велосипедного руля и кисти рук от травм при падениях и столкновениях. Существуют полные (с пальцами) для большей защиты и невысоких температур воздуха и без пальцев (летние) для лучшей вентиляции кисти.
Просто удобные туфли или ботинки плотно держащие, но не стесняющие стопы. Главное отличие велосипедных туфель от обуви для ходьбы, бега и т. п. – это наличие твёрдой, почти не гнущейся в передней трети стопы подошвы. Такая конструкция туфель обеспечивает бОльшую эффективность педалирования, а ходить и бегать в них не очень удобно. И ещё существует обувь допускающая пристёгивание к специальным контактным педалям; также для повышения эффективности и безопасности велосипедной езды. Но переходить на такие педали и туфли можно только уверенно ездящим велосипедистам.
Одежда для езды на велосипеде должна быть удобной и функциональной. Поясним, что имеется ввиду. Во-первых, низ, то есть брюки, должны быть или неширокими внизу у голеностопа (как легинсы), или фиксироваться вокруг голени специальным защитным манжетом или бельевой прищепкой. Можно также их просто засучить, если погода позволяет. Это для того, чтобы исключить попадание прежде всего правой штанины в цепной привод (в трансмиссию) велосипеда. В теплую погоду удобно пользоваться велоштанами ¾ (длина под коленку) или велошортами. И, во-вторых, важная особенность большинства велобрюк и шорт наличие мягкой влагоотводящей дышащей подкладки – подгузника. Наличие этой детали делает езду на различных, в том числе жестких и нешироких, сёдлах удобной и травмобезопасной. Пользование такими велобрюками или шортами не обязательно, но становится более значимым для длительных велопоездок и существенно повышает безопасность и комфорт езды. А если стиль вашей одежды другой, например, casual, то существуют внутренние велотрусы-боксеры с таким же подгузником.
В остальном ваша одежда должна просто соответствовать сезону и климатическим условиям вашей поездки, то есть легко и быстро сохнуть и отводить влагу от тела (в жару, в тепле), хорошо защищать от атмосферных осадков (дождя, снега) и от холода и ветра. Использование соответствующей условиям одежды сильно повышает удобство, ваши возможности и безопасность велосипедной езды.
Такая защита почти не используется при езде на велосипеде. Исключение – спусковые и гравити спортивные дисциплины в горном велосипеде или начальное обучение навыкам велосипедной езды.
Наверное, первое здесь – это уверенное владение всеми навыками езды на велосипеде: начало движения, разгон – торможение, повороты – развороты, остановка. И, если вы начинающий велосипедист, обратите внимание на освоение всего названного. Учиться и осваивать всё это лучше в таких местах, где нет помех для движения, отсутствует автомобильное и пешеходное движение, например, школьные дворы вечером после ухода учащихся по домам или дорожки в скверах и парках, когда нет множества пешеходов. Или же полевые и лесные дороги, где почти отсутствует движение.
А дальше езда на велосипеде в целях транспорта неизбежно приводит вас на улицы или дороги общего пользования. И тут главное для безопасности – здравый смысл (в смысле самосохранения) и знание и соблюдение Правил дорожного движения (на нашей территории это ПДД РФ – pdd-russia.com, а заграницей полезно познакомиться с местными особенностями аналогичных правил). Если вы водитель, то вы и так обязаны знать и соблюдать ПДД, но даже в этом случае перечитайте правила «глазами велосипедиста». А если никогда не знакомились с этим документом, то сделайте это прямо сейчас. В ПДД со временем вносятся изменения и в том числе и в текущем 2018 году. Полезно быть в курсе. И хотя целиком к велосипедистам относится только 24-й раздел Правил, надо познакомиться с ними целиком. Потому что есть ещё множество положений в Правилах, относящихся к велосипедистам. Начиная с терминов и общих положений и кончая отдельными пунктами в разных разделах Правил.
Вдумчиво и внимательно читая ПДД, вы обязательно обнаружите требования и рекомендации для безопасной езды на велосипеде. А ещё есть множество дорожных знаков прямо или косвенно относящихся и к велосипедистам, и к прочим участникам движения. Для безопасной и уверенной езды полезно их знать и понимать лучше ситуацию на дороге.
Если вы собираетесь ехать в тёмное время суток или не успеваете закончить поездку при дневном свете, для безопасного движения по улицам, как уже упоминалось, необходимо иметь и включать фонари (габаритные огни: передний – белый, задний – красный), которые делают велосипед и велосипедиста существенно более видимым для водителей и прочих участников движения. Для езды в неосвещённых местах (в парках, лесах и просто за городом) полезно иметь и пользоваться фарой. Фара создаёт достаточный пучок света, чтобы видеть путь перед собой. Современные фонари и фары для велосипеда, как правило, светодиодные (малый ток – высокая яркость) и используют ёмкие литий-ионные аккумуляторы или традиционные батарейки (элементы питания). Мощность и, в свою очередь, цена выбираемой фары зависит от того, насколько быстро вы собираетесь ехать. Общий принцип: выше скорость – мощнее фара (цены от 1000 до 20000 рублей). Время непрерывной работы на полностью заряженном аккумуляторе или «свежих» батарейках может составлять от одного – полутора часов (в самом мощном режиме) до нескольких суток.
Важный момент для безопасности – техническое состояние велосипеда, оно требует регулярной проверки. Коротко говоря, велосипед должен быть исправен. Регулярно перед поездкой следует проверять тормоза, рулевое управление, колёса – давление в шинах и исправность трансмиссии (цепного привода).
Приятных и безопасных вам поездок и прогулок на велосипеде! Пользуясь велосипедом в качестве транспорта, вы уменьшаете нагрузку на окружающую среду, можете укрепить своё здоровье, а также экономите место на улицах, дорогах и в местах парковки. Двигайтесь безопасно и с удовольствием!
Читать статьи по теме:
Автор: Дмитрий Дараган